Сегодня московский «Евростандарт» и краснодарский банк «Новопокровский» лишились разрешений на ведение деятельности. Таким образом, число лицензий, отозванных ведомством Эльвиры Набиуллиной, перевалилось за полсотни. О целенаправленной олигополизации финансового рынка – наш материал

Ведомство Эльвиры Набиуллиной продолжает ликвидировать один за другим российские банки. Кому не посчастливилось оказаться на мушке, затаив дыхание, ждут, когда спустят курок. За минувшие четыре года лицензий Центробанка (ЦБ) лишились порядка 400 банков. Что не может не радовать мастодонтов финансового рынка. Эксперты говорят – налицо бесцеремонная олигополия, которая приводит к искоренению конкуренции.

«Чрезмерное увеличение государственной доли прямо пропорционально грозит нарушению конкурентной среды. А это самый главный бич для рынка, — утверждает Гарегин Тосунян, глава Ассоциации российских банков. «Если посмотрите на тарифы банков с госучастием, на спреды по валютным операциям, на многие другие показатели, вы увидите, что такое монополизация и олигополизация банковского рынка. Это серьезная угроза!», — уточнил он.

С тем, что политика ЦБ душит конкуренцию, согласны и представители банковского сообщества. Доля кредитных организаций с госучастием уже превысила 67%. И это без «Бина» и «Открытия». Что, по мнению профучастников, переходит все границы.

«Как говорили китайцы, не дай вам Бог жить в эпоху перемен. И в этой связи нам всем нужно быть готовыми к существенным событиям, которые могут повлиять на рынок с точки зрения риска, — сказал Сергей Балакин, председатель правления АКБ «Форабанк». — Сегодня, находясь в 2017 году, мы видим уменьшение количества кредитных организаций, увеличение доли государственного сектора, переход ряда клиентов из коммерческих банков в государственные банки». По его словам, «на сегодняшний день государственного сектора стало много, это стало ухудшать конкуренцию». «Я полагаю, что государство должно изменить свое мнение по этому поводу, уменьшить долю участия», — отметил он.

Угрозу признают даже иностранные эксперты. Деление финансовых организаций по принципу «свои/чужие» не просто на корню уничтожает конкуренцию, а раскачивает всю систему. Как результат – люди, опасаясь закрытия, бегут из более мелких банков в тот же Сбер или ВТБ.

«Что касается участия государства в банковском секторе, то, конечно, это можно расценивать, как достаточно негативный фактор, ограничивающий и искажающий конкуренцию», — считает Филип Гаджена, глава московского офиса Oliver Wyman. — Проблема возникает тогда, когда эти учреждения имеют такую мощь на рынке, такую долю, что, по сути, ограничивают возможность других игроков по настоящему играть друг с другом. В том числе — за человеческие ресурсы. Ведь, один из самых ограниченных ресурсов везде, а особенно в России в силу демографических тенденций — это люди».

Однако ЦБ свою позицию менять не собирается. Глава ведомства Эльвира Набиуллина продолжает палить напропалую.  А за её спиной скрываются те, кого принято называть банковской элитой. Олигополизация финансового рынка в интересах «своих ребят» продолжается.