Двадцать шесть лет тому назад, 1 декабря 1991 года в УССР состоялся референдум по вопросу о провозглашении независимости Украины. Это историческое событие произошло в условиях существования Украинской Советской Социалистической Республики. И независимая Украина строила свою легитимность на правопреемственности по отношению к советской эпохе, на основе ее законодательной базы и международного статуса.
Еще 16 июля 1990 года Верховный Совет УССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете.
17 марта 1991 года был проведен Всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Украинский Верховный Совет предложил гражданам республики одновременно ответить на дополнительный вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских Суверенных Государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?»
Следом за Всесоюзным референдумом начались переговоры лидеров девяти республик, в том числе и Леонида Кравчука, о новом союзном договоре, что получило наименование Новоогаревского процесса.
Украинские граждане ответили положительно на вопрос о сохранении Союза в новом виде – 70%. На дополнительный вопрос положительно ответили 80 % голосовавших. Официальный Киев решил, что народные массы одобряют независимость.
24 августа 1991 года Верховный Совет УССР одобрил Акт провозглашения независимости Украины. Стимулом к принятию этого документа явилась неудачная попытка (Августовский путч ГКЧП) государственного переворота в Москве 19 августа того же года.
21 августа путч был подавлен. ГКЧП самораспустился и отправился за решетку. А 24 августа Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины, в котором сообщалось:
«Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства – Украины. Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины действуют исключительно Конституция и законы Украины».
Таким образом мы видим, что судьбоносные для государства документы основывались на легитимности и законодательстве советской поры. И теперешние попытки украинских националистов дискредитировать и отменить законодательство УССР лишает современную Украинскую державу легитимности и международной субъектности, ставит под вопрос право государства на территории, которые были включены в состав Украины на основе соглашений и законодательных актов советского периода. Речь не идет об идеологической стороне дела – спорные законы про декоммунизацию как бы поставили крест на коммунистической идеологии. Речь идет о правовой преемственности, которая на основе собственного и международного права обеспечивает суверенитет и целостность державы. Иные подходы ведут к предательскому демонтажу украинской государственности.
И вот…Украина провозгласила Акт о собственной независимости. Но вопрос о праве украинского народа на самоопределение, согласно действующему тогда законодательству, выходил за рамки компетенции Верховного Совета УССР и обязан был решаться на основе Всеукраинского референдума. Поэтому 24 августа было еще и принято постановление ВС УССР «О провозглашении независимости Украины», в котором определялось проведение Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года.
В тот исторический день голосование показало, что 90, 32 % граждан разных национальностей высказались за независимость Украины. А русскоязычное население и в страшном сне не могло себе представить, что через четверть века подвергнется культурной, языковой, религиозной и прочей дискриминации. Тем более, что избранный в тот же день президентом компартийный функционер Леонид Кравчук, накануне подписавший Беловежское соглашение о ликвидации Советского Союза как геополитической данности, клятвенно заверял русскоязычных соотечественников в дружбе с Россией и всяческой поддержке их культурно-национальных интересов.
Леонид Кравчук пробыл на этом посту до 1994 года. Сменивший его Леонид Кучма в своей предвыборной программе тоже намекал на укрепление связей с Российской Федерацией и защите интересов многочисленного русскоязычного электората, чья поддержка фактически помогла ему занять президентское кресло.
И что же мы с удивлением и негодованием отмечаем. Это был единственный Всеукраинский референдум. Да и то он проходил в условиях Советской Украины. За все годы независимости, когда решались жизненно важные для страны вопросы, правящая верхушка н единого раза не поинтересовалась мнением собственного народа. И первый бескоровный майдан, и второй кровавый майдан, и проведение АТО в Донбассе, и евроинтеграция – все это решалось без референдумов, кулуарно, а потом – в достаточно ограниченном сообществе депутатов Верховной рады.
А ведь законодательная база для осуществления всенародного волеизъявления имеется. Это статьи 69, 70, 73, 73, 74 Конституции Украины. Это Закон Украины от 03.07. 19912 года «О всеукраинском и местных референдумах», действующий закон еще советского периода, проклинаемого находящимися при власти националистами-коррупционерами, которым невдомек, что в универсалах Центральной Рады или петлюровской Директории, в карательно-репрессивных инструкциях Степана Бандеры про референдум ничего не сказано.
Правда нынешний президент Украины Петр Порошенко изъявил желание провести вскорости аж два референдума. Один – по вопросу вступления в Евросоюз. Второй – по вопросу вступления в НАТО. И нет печали, что евросоюзовские и натовские чиновники неоднократно и однозначно заявляли, что Украине по крайне й мере в ближайшие десятилетия в эти организации путь заказан. Может быть руководитель государства надеется, что оные референдумы покажут единодушное стремление украинских граждан вступить в эти альянсы. И это станет весомым аргументом при возобновлении украинских просьб о членстве.
Но дело в том, что происходящие в стране кризисные события реально отбивают или уже отбили у народа охоту вступать в ЕС и НАТО. И может быть эти референдумы покажут настоящие, а не выдуманные продажными рейтинговыми агентствами, настроения украинского общества, которое уже воет от роста цен, коммунальных тарифов, инфляции, безработицы и антисоциальных реформ властей. Европейский выбор оказался обманом, приведшим к системному политико-экономическому кризису.
Так что названные референдумы нужны, дабы весь мир услышал глас многострадального украинского народа. И разумеется, чтобы избежать фальсификаций, подлогов, использования властями административного ресурса, народное волеизъявление должно осуществляться под строжайшим присмотром международный наблюдателей. А то в Украине повелось, что результаты голосования определяет не тот, кто голосует, а тот, кто бюллетени считает.
Итак, народу пора сказать свое веское слово, которое и определит будущее Украинского государства.
Олег Ростовцев, Украина
Нет Комментариев