На фоне резкого роста дополнительных доходов, который получает бюджет страны из-за стабильного роста цен на углеводороды, мягко говоря, парадоксально выглядит ситуация в отечественном здравоохранении

Одно из ключевых социальных направлений пустили «под нож». В проекте федерального бюджета на ближайшую трехлетку статьи на медицину существенным образом секвестрированы. Данный шаг можно было бы оправдать, если бы ситуация в отечественном здравоохранении была стабильной, в первую очередь, с замещением основных фондов, а здоровье российской нации не вызывало серьезного беспокойства.

Проиллюстрирую всю пагубность сегодняшней картины на конкретных примерах.

Так, по данным Счетной палаты России, в 30% медучреждений нет, внимание, канализации и водопровода, а в 40% нет центрального отопления. Ситуация усугубляется еще одним крайне важным показателем – износ основных фондов в отечественной медицине достиг критического уровня в 56%. Вдумайтесь в эти цифры! Треть больниц и поликлиник не имеют элементарной, и это в 21 веке, когда «космос бороздят ракеты», коммунальной инфраструктуры. Негде руки помыть и, простите, сходить по нужде…

Как заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, последние три года коэффициент обновления основных фондов только снижается, как и доля государственных инвестиций в это социально важное направление.  Дальше — больше: из 130 тысяч небольших населенных пунктов в России (села, поселки, малые города с населением до 10 тысяч человек) только в 45 тысячах можно получить хоть какую-то медицинскую помощь. Российские граждане, которых угораздило родиться и жить в глубинке, не имеют возможности получить не то, что качественные, а элементарные медицинские услуги.

Складывается четкое ощущение, что в российском Минфине не знают об этих данных. Иначе как можно объяснить решение правительства не давать Минздраву деньги, необходимые для реализации приоритетных проектов по здравоохранению с 2017 по 2025 год. Ведомство, отвечающее за здоровье нации, получит в 52 (!) раза меньше бюджетных средств, чем было запрошено.

По словам главы Счетной палаты, деньги на модернизацию больниц и клиник в регионах должны выделяться из местных бюджетов. Посыл справедливый, но как это реализовать на практике, если долговая нагрузка субъектов Федерации уже достигла астрономической суммы в 2,5 триллиона рублей?! Уже два региона страны (Карелия и Хакасия) публично заявили о своей финансовой несостоятельности. Без бюджетной помощи правительства они не способны выполнять текущие государственные обязательства, в т.ч. и в здравоохранении.

Ведь тариф ОМС, на который постоянно ссылается министр финансов Антон Силуанов, обеспечивает исключительно текущие расходы: зарплату медперсоналу, коммунальные услуги, связь, транспорт, лекарства и оборудование. Всё остальное финансируется из местного бюджета, где денег нет.

К сожалению, ситуация будет только усугубляться. Глава Минфина считает, что «регионы должны научиться зарабатывать», всегда считал, что это функция бизнеса, но никак не органов государственной власти. Логика господина Силуанова поражает своим цинизмом: если вам не хватает денег на медицину, образование, ЖКХ и т.д., занимайте деньги на рынке. Первый вопрос: под какой процент? Со следующего 2018 года регионам будет отказано в бюджетном кредитовании, которое осуществлялось под 0,1% годовых. Я опускаю сентенции в части того, что федеральное правительство на регионах, пусть незначительно, но все же зарабатывало, и обращаю ваше внимание на то, что Силуанов договорился с госбанками, представителями «пятибанкирщины», о том, что они будут кредитовать регионы на текущие государственные расходы под 9,25% годовых. Рост ставки в 92 раза! Это что, грабеж средь бела дня или цинизм, помноженный на материальные интересы «своих пацанов», которые сидят в госбанках?!

Ладно бы денег не было, но они есть! В ФНБ более 400 млрд долларов, в американских гособлигациях более 100 млрд долларов русских денег и т.д. Со следующего 2018 года все дополнительные доходы от роста цена на углеводороды, уровень отсечения 40 долларов за баррель, будут уходит не на развитие, а в «кубышку Кудрина», в госрезервы, созданные на «черный день», но, по-моему, выше обозначенные шоковые цифры говорят о том, что «черный день» для отечественной медицины уже наступил.

Прекратите складировать деньги, господа-чиновники! Пора заняться развитием, как социальной сферы, так и реального сектора экономики, который создает новые рабочие места, расширяет фискальную базу, наращивает промышленное производство в стране. Но нет, в главном финансовом документе страны, федеральном бюджете на 2018-2020 годы, главная цель – обнуление дефицита бюджета. Зачем? Если бы наша экономика поступательно развивалась, если бы возмещались основные фонды, а прямые инвестиции наращивались, то данный шаг полностью бы себя оправдал, но у нас принципиально иная ситуация – экономика стагнирует. Не сокращение дефицита бюджета, а наращивание государственных расходов в социальную сферу и национальную экономику – фундаментальная основа для поступательного развития.

Думаю, многих шокировали цифры Счетной палаты по отсутствию туалетов и водопроводов в медучреждениях России, но ситуация еще более сложная. По данным Татьяны Голиковой, на возмещение амортизированных основных фондов российской экономике ежегодно необходимо более 5 триллионов рублей. Вопрос: где их взять, если бизнес влачит жалкое существование, а Минфин секвкестирует государственные расходы? Ответ: пора распечатать «кубышку Кудрина» и направить эти деньги на развитие страны.