Задолженности и просрочки по платежам ЖКХ перевалили за 1,34 триллиона; при этом число реальных неплательщиков среди собственников жилья составляет всего 6%

На днях СМИ взбудоражила новость о том, что дочернее предприятие «РусГидро» — компания «Камчатскэнерго» — угрожает начать массовые отключения потребителей в Петропавловске-Камчатском.

В компании заявили, что первыми в очереди на отключение стоят две тысячи жителей микрорайона «Горизонт», задолжавшие за свет почти 36 миллионов рублей. Общий же долг горожан оценивается в 1,7 миллиарда рублей. Цифра, скажем прямо, страшная для двухсоттысячного города.

Не то чтобы поведение «Камчатскэнерго» заслуживало однозначного одобрения, но демарш компании дает веские основания задуматься: а что происходит в других регионах страны? Где еще зима может превратиться в трех-, четырех-, пятимесячную чрезвычайную ситуацию?

Посредников долой?

Если смотреть на денежную сторону вопроса, то все довольно печально. В июле этого года министр строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщал, что задолженность и просрочки по платежам в жилищно-коммунальной сфере составляют 1,34 триллиона рублей.

При этом на долю граждан приходится 645 миллиардов. Вторая половина долга – это деньги, «заигранные» управляющими компаниями, взявшими платежи с граждан, но не перечислившими их поставщикам ресурсов.

Министр также отметил, что большинство граждан вполне исправно платят за коммунальные блага: злостных неплательщиков насчитывается всего 6%. Тем не менее, по словам главы Минстроя, имеет место негативная тенденция: в прошлом году систематически игнорировали платежки всего 4% жилищных собственников.

В целом же господин Мень высказал большую озабоченность «черной дырой» управляющих компаний, нежели недисциплинированностью граждан. Он даже обещал, что страна перейдет к системе прямых договоров, которые будут заключаться между владельцами жилья и поставщиками ресурсов, что позволит избавиться в расчетах от этих самых управляющих компаний как лишнего звена.

Мень
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. Фото: Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Идея вроде бы действительно здравая. Однако комментировавшие это выступление эксперты не преминули отметить, что в 2014 году именно Минстрой лишил такой возможности большинство граждан, сохранив право на заключение прямых договоров лишь собственникам, проживающим в домах, насчитывающих не больше 30 квартир.

Теперь же ведомство хочет отыграть ситуацию назад: как говорится, голод не тетка.

Картину происходящего глава Минстроя дополнил 18 октября на селекторном совещании правительства о подготовке регионов к отопительному сезону. В частности, Мень заявил, что задолженность ресурсоснабжающих организаций перед поставщиками выросла на 10,25% по сравнению с октябрем 2016 года, и составляет 183,8 миллиарда рублей.

Примечательно, что на том же совещании вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что до 30% инвестиционных обязательств в сфере ЖКХ обналичивается по фиктивным договорам и выводится за рубеж. В общем, «коммуналка» как была гигантской распилочной и воровочной, так к настоящему времени ею и остается.

Неэффективные регионы

Не лучше обстоит и ситуация на местах. Еще в июне Минэкономразвития изучило траты регионов на развитие ЖКХ и пришло к неутешительному выводу: 56 субъектов федерации используют имеющиеся ресурсы неэффективно. Речь, на минуточку, идет о двух третях краев и областей страны.

22 региона, как выяснилось, вообще содержат свое коммунальное хозяйство в неудовлетворительном состоянии, а еще 33 – хоть и получили оценку «удовлетворительно», но смогли заработать ее лишь за счет непропорционально большого вливания ресурсов.

В числе самых проблемных по ЖКХ назывались Архангельская область и республика Коми. Также к неэффективным регионам были отнесены Мурманская, Новгородская, Брянская, Воронежская, Самарская и Ивановская области, республика Карелия, Краснодарский край и Приморье. Собственно, это и есть список территорий, где с наибольшей вероятностью в ближайшее время можно ожидать коммунальных эксцессов.

На оценку «хорошо» поработали власти Москвы, Санкт-Петербурга, Забайкальского края, Крыма и Татарстана.

При классификации жилищно-коммунальных проблем эксперты Минэкономразвития определили, что в 23% случаев неэффективность региональных властей связана с обслуживанием инженерных сетей, в 16,6% – с ремонтом крыш, 15% неэффективности приходится на содержание подвалов, а 12,8% – на состояние лифтов.

Подготовка к зиме в режиме спецоперации

Тем не менее, несмотря на перманентный финансовый и управленческий «ахтунг», с технической точки зрения все не так плохо, как могло бы быть.

Так, начало отопительного сезона показало, что уровень аварийности в нынешнем году оказался на 40% ниже прошлогоднего.

К слову, пуск отопления продемонстрировал, что оценки финансовой эффективности субъектов далеко не на сто процентов соответствуют реальному положению дел. Например, в Забайкальском крае, числившемся одним из «отличников», пуск тепла сопровождался двумя чрезвычайными ситуациями.

В числе проблемных оказались Чукотка, Камчатка и Тверская область. Там подготовка к зиме велась «в ручном режиме». Судя по всему, местные элиты обнаглели настолько, что вызвали раздражение даже в правительстве. В частности, вице-премьер Дмитрий Козак обещал натравить на них Росфинмониторинг с целью отследить схемы, по которым организации выводили средства вместо того, чтобы расплачиваться за поставляемые ресурсы.

Что тут сказать? С нетерпением ждем. И самого расследования, и его результатов.

Складывается впечатление, что именно ручной режим управления, в рамках которого закупку труб и рытье траншей контролируют чуть ли не на министерском уровне, и не дал тотальному воровству и разгильдяйству обернуться тотальным же вымерзанием страны. По крайней мере, в этот раз.

Жить в тепле – пока доступная роскошь

ЖКХ
Фото: www.globallookpress.com

На собственно коммунальные проблемы накладывается еще и общее состояние российской экономики. Не секрет, что основным следствием нынешнего кризиса стало катастрофическое обнищание широких слоев населения.

Господин Мень ранее заявлял, что типичный неплательщик – это либо некий асоциальный элемент, либо владелец «инвестиционной» квартиры – второй или третьей жилплощади, приобретенной гражданином специально для сдачи внаем или для детей.

Однако цифры показывают, что министр изрядно слукавил. По данным Росстата, РФ начинала нынешний год с 22 миллионами граждан, доходы которых были ниже прожиточного уровня, то есть не дотягивали до ежемесячных 10 тысяч рублей. Большинство из них – те самые «работающие нищие», уникальный феномен российской действительности. Их не назовешь асоциальными элементами, но и активными субъектами экономики они никак не являются.

То, что граждане нашей страны массово пропускают и затягивают коммунальные платежи связано с тем, что реальные доходы населения падают четвертый год подряд. А вот тарифы ЖКХ – наоборот, растут и крепнут. Последнее повышение прошло 1 июля текущего года и составило 4%. Это величина ожидаемой инфляции за год.

Власти признают за компаниями право компенсировать таким образом свои потери. Однако инфляция бьет и по карману граждан, обесценивая зарплаты и пенсии. Кумулятивный эффект этих двух тенденций состоит в том, что к концу года коммуналка для рядовых граждан России подорожает на 8%.

В принципе, ситуация уже давно достигла бы катастрофической отметки, если бы наших соотечественников не субсидировало государство. По данным 2016 года, помощь на оплату ЖКХ получили 36 миллионов граждан России. Это четверть населения страны. Из федерального бюджета на эти цели было затрачено 290,8 млрд рублей – сумма, сопоставимая с масштабами финансирования образования и медицины.

Пока у власти хватает и денег, и административного ресурса, чтобы затыкать дыры тришкина кафтана. Однако совершенно ясно, что система ЖКХ уже полноценно не работает. А потому рано или поздно финансово-управленческий хаос конвертируется в веерные отключения тепла, света и воды в крупных городах, а возможно, и в целых регионах.