Русский флот проверит в деле ещё одну восстановленную функцию — спасательную

Хотя спасти аргентинских подводников уже поздно, но найти их русские моряки считают своим братским долгом. Такое мнение высказал в разговоре с Царьградом председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев.

«Хочется надеяться на лучшее, но там явно произошла беда, раз экипаж подлодки уже столько времени не выходит на связь, — отметил он. — Но найти аргентинских подводников – всё равно остаётся долгом и русских моряков, как членов большого морского братства. И как великая морская держава наша страна может оказать содействие и поискам, и аварийно-спасательным работам и по организационной, и по инженерной линиям».

Так один из виднейших морских экспертов, капитан первого ранга в отставке прокомментировал известие о том, что в Аргентину для участия в поисках пропавшей подводной лодки аргентинских ВМС «Сан-Хуан» вылетел спасательный отряд ВМФ России. Днём ранее было объявлено, что в район поисковой операции направлено океанографическое исследовательское судно ВМФ «Янтарь», которое выполняло плановые задачи у западного побережья Африки.

На церемонии передачи научно-исследовательского судна «Янтарь» в состав ВМФ России. Фото: Виталий Невар/ТАСС

Что случилось с аргентинской подлодкой – неизвестно

Большая дизель-электрическая подводная лодка «Сан-Хуан» пропала без вести (не вышла на связь) 15 ноября 2017 года в Атлантическом океане. Это случилось во время перехода из военно-морской базы на острове Огненная Земля на базу Мар-дель-Плата в 350 км к юго-востоку от столицы Аргентины Буэнос-Айреса. В это время субмарина находилась в 432 километрах от берега, на траверзе залива Сан-Хорхе в Патагонии.

На борту подводного корабля находились 44 человека.

ДЭПЛ S42 «San Juan» – германского производства. Заложена 18 марта 1982 года, спущена на воду 20 июня 1983 года. В составе ВМС Аргентины с 19 ноября 1985 года. То есть немолода, мягко говоря, но в относительно недавно, в 2014 году, закончила длившийся 7 лет капитальный ремонт.

Построена по однокорпусной схеме, подводное водоизмещение 2 264 т (небольшая, чуть больше немецких U-Boot XXII типа во время Второй мировой войны, в полтора раза меньше наших нынешних «Варшавянок»). Главная энергетическая установка состоит из четырёх немецких дизель-электрических двигателей мощностью 6 720 лошадиных сил каждый.

Вооружение состоит из шести торпедных аппаратов диаметром 533 мм, 22 торпед типа SST-4 немецкого производства или 34 мин.

Автономность плавания — 30 суток. Численность экипажа — 29 человек.

Здесь и возникает первый вопрос: а почему в данное плавание ушло так много – на 15 человек больше того, что положено по штатам экипажа? Нет, ничего криминального, конечно, — мало ли по каким причинам берут в плавание дополнительный персонал. Но дело в том, что это может оказаться важным именно в условиях аварии: штатный, как сообщается, запас кислорода на 6 суток в погружённом положении – это на штатный же экипаж в 29 моряков или на всех?

Хотя, конечно, и шесть суток прошло с момента исчезновения лодки…

Второй вопрос – подавала ли лодка спутниковые сигналы после своего исчезновения или это были какие-то посторонние, потому что обнаружить по ним «Сан-Хуан» так и не удалось. Говорили также и о каком-то звуке, который был похож на сигнатуру взрыва в соответствующей аппаратуре.

Пока ответов на эти вопросы нет…

Сан-Хуан
Аргентинская подводная лодка San Juan, 2010 год. Фото: TELAM/Imago/TASS

Что могут сделать в ходе поисков русские моряки

Операция по поискам субмарины была начата 17 ноября. На данный момент лодку разыскивают 30 кораблей и 20 самолетов сразу из нескольких государств, но пока даже следов «Сан-Хуана» обнаружить не удаётся.

Поскольку сигналов от субмарины более нет, то, скорее всего, она легла на дно – иначе даже потерпевшая аварию и потерявшая электропитание лодка могла бы подать о себе весточку от автономных устройств связи. Если это так, то спасатели могут рассматривать две возможности: она лежит на глубинах 80 — 100 метров либо ушла на глубины до 4 км, которые начинаются восточнее. Первый случай предполагал надежду – субмарина может погружаться на глубину до 300 метров.

Скорее всего, это обстоятельство и побудило сначала президента Владимира Путина отдать распоряжение помочь Аргентине при возможности – ВМС этой страны не имеют мощных спасательных сил, тем более с глубоководными комплексами, а затем и министра обороны России Сергея Шойгу позвонить аргентинскому коллеге Оскару Агуаду с предложением помощи. Такое движение души глава ДПФ Ненашев объясняет не только долгом морского братства, но и тем, что аналогичные трагедии были в истории нашего флота.

Одной из таких трагедий стала достопамятная авария атомной подлодки «Курск» в 2000 году. Она затонула от взрыва в хорошо изученной акватории Баренцева моря, где не впервые проводились учения. Лодка легла на относительно небольшой глубине – несколько более 100 м, но несмотря на это тогдашний парк спасательных аппаратов, что был в распоряжении русского флота, ничего реального для спасения моряков сделать не смог. Приступить к этому смогло только норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы которого и вскрыли аварийно-спасательный люк. Этого момента так и не дождались моряки в кормовом отсеке, которые уцелели во время взрыва…

ВМФ России, доведённый обезумевшими либералами до такой степени развала в «благословенные 90-е», уроки из той трагедии извлёк, свидетельствуют эксперты, работающие с Движением поддержки флота. И направившиеся к месту исчезновения аргентинской подлодки 328-й аварийно-спасательный отряд и океанографическое судно «Янтарь» являются зримыми свидетельствами изменившегося отношения к флоту со стороны государственного руководства.

РТПА
Специалист во время спуска на воду подводного спасательного комплекса «Пантера плюс». Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Как сообщается, в состав группы входят командир и операторы необитаемого подводного аппарата, а также водолазы-глубоководники и медики. Они везут с собою телеуправляемый подводный аппарат (РТПА) «Пантера Плюс». Он предназначен для «допоиска и обследования аварийных и затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ как самостоятельно, так и совместно с водолазами и (или) обитаемыми подводными аппаратами на глубинах до 1000м», как говорится о нём в официальных документах.

С его помощью специалисты могут обнаруживать подводные объекты с помощью гидролокатора кругового обзора на дистанциях до 300 м, получать гидролокационное изображение объекта, обследовать видеокамерами повышенной светочувствительности и так далее. Но наряду с этими обследовательскими задачами комплекс позволяет вести и спасательные работы – например, присоединение шлангов вентиляции отсеков и подачи воздуха, передачу на борт затонувшей  подлодки аварийных пеналов через торпедные аппараты, доставку на грунт и подъём на поверхность грузов массою до 105 кг.

Если не хватит этого, то гидрографическое судно «Янтарь» Минобороны России имеет на борту два глубоководных аппарата, позволяющие вести обследование на глубине до 6000 метров. Судно – новое, в состав ВМФ поступило в мае 2015 года. Автономные глубоководные аппараты проекта 16810 «Русь» и проекта 16811 «Консул» – постарше, но тоже новые, работают с 2011 года.

Они могут опускаться на глубину до 6000 метров (первое) и 6270 метров (второе), позволяют вести видеосъёмку объектов на морском дне, проводить необходимые работы при помощи манипуляторных устройств, доставлять на грунт или поднимать на поверхность предметы массой до 200 кг.

Известно, что судно «Янтарь» обследовало потерянные в 2016 году истребители Су-33 и МиГ-29КР с авианосного крейсера «Адмирал Кузнецов», а его глубоководные аппараты сняли с самолётов засекреченное бортовое оборудование.

Таким образом, русским морякам сегодня есть чем помочь аргентинским коллегам. А заодно и проверить, насколько хорошо удалось восстановить одну из необходимых функций для военно-морского флота – спасательную.