Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил объединить Федеральную налоговую службу (ФНС) и Федеральную таможенную службу (ФТС), прикрепив к ним Федеральный реестр прав собственности на недвижимое имущество (ЕГРН)

Игорь Шувалов предлагает создать единое ведомство, объединив ФНС и Федеральную таможенную службу. Идею о создании нового бюрократического монстра он озвучил 21 ноября, на праздничном заседании коллегии Федеральной налоговой службы, посвященной дню налоговика.

«Каким образом будет построен налоговый администратор, как он будет взаимодействовать с гражданами и юридическими лицами — это в целом будет зависеть от того, как будет чувствовать себя система в целом», — сказал вице-премьер. Но самое существенное, что создание единого фискального органа поможет государству получать «совершенно стабильный доход через администрирование этой службы».

Что же касается Реестра, то, — с точки зрения чиновника, — вообще непонятно, что он делает отдельно от налогового ведомства.  «У титула собственности с титулом лица очень большая связь. Почему это не должно быть в одних руках?»

Новая идея пока не обсуждалась ни с президентом Владимиром Путиным, ни с Медведевым. В кулуарах говорят, что Министерство финансов и Министерство экономического развития склонно подспудно сопротивляться новому проекту. Еще бы, создание такого крупного ведомства, которое будет контролировать почти всю доходную часть бюджета, создаст новый центр влияния, с которым вынуждены будут считаться и чиновники, и исполнительная власть в целом.

Напомним данные Казначейства.  В прошлом году совокупно оба ведомства собрали в федеральный бюджет 88% всех бюджетных доходов. На долю ФНС приходится 6,92 трлн руб., ФТС — 4,98 трлн руб. За десять месяцев нынешнего года службы принесли бюджету 11,16 трлн руб.: ФНС — 7,54 трлн руб. (86,6% от ожидаемого результата), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8%).

Идея Игоря Шувалова отнюдь не нова. Разговоры об объединении информационных систем таможни и налоговой идут с конца 2015 года. В январе 2016-го глава Минфина Антон Силуанов прогнозировал, что этот процесс должен занять два года. Два года прошло, и теперь, — с точки зрения чиновников, — настало время расставить все точки над i.

Однако сейчас финансисты тормозят. Что их смущает, перспективы борьбы за личное влияние или реальные управленческие трудности, до конца непонятно.

Необходимость решительных действий Шувалов связывает с «началом нового политического цикла». Единое ведомство, по его убеждению, должно быть создано к маю 2018 года хотя бы для того, чтоб во всем процессе налогообложения наблюдалась необходимая прозрачность, и все понимали правила игры. «Если по налогам мы договорились — надо принимать решение по налоговой системе и ставкам в начале политического цикла с тем, что бы все жили спокойно все 6 лет», — говорит он.

Так же, по его убеждению, новое правительство неизбежно будет думать и о новой структуре. Так что самое время принимать решения.

На первый взгляд, аргументация вице-премьера выглядит достаточно убедительно. Когда речь идет о доходах государства, они должны легко прослеживаться, а не тонуть в информационных каналах различных ведомств. Тут работает старый принцип: единое дело — единая ответственность. Однако сразу смущает, что, аргументируя свою точку зрения, Шувалов опять приводит в пример пресловутый опыт «зарубежных стран».

«Во многих странах, — утверждает он, — единый фискальный орган существует. Я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу».

Здесь очень интересный момент. Почему немка по происхождению императрица Екатерина Вторая в 18 веке прекрасно понимала, что Россия никак не может управляться так, как другие, более мелкие и компактные государства, а наши нынешние чиновники – никак нет. Неужели мало уроков недалекого прошлого?

В так называемом экспертном сообществе идея слияния таможенников с налоговиками вызвала сдержанное одобрение. О мощном синергетическом эффекте, который может дать объединение ФНС и ФТС говорил, например, специалист по налоговой практике и адвокат Михаил Успенский. По его убеждению, оно может позволить лучше бороться с таможенными каруселями, позволяющими уклоняться от уплаты НДС и другими серыми схемами, в первую очередь – серым импортом. «И у тех, и у других в принципе единая задача — наполнять казну, констатирует юрист. — Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, проблем не будет».

О том, что предложение вице-премьера имеет право на жизнь, сообщил и глава «Деловой России» Алексей Репик. Но, по его мнению, бюрократические процедуры объединения могут оказаться очень дорогими, и эффект от них никак не покроет затраты.

Впрочем, вполне возможно, что Шувалов заговорил о создании супер-фискальной службы только для того, чтоб обсудить тему необходимости нового правительства и начать борьбу за передел портфелей в нем. Не одному же господину Кудрину заниматься этим, по человечески таким понятным делом.

Решение о слиянии еще не принято, находится в стадии разговоров вокруг да около, зато активно обсуждается фигура возможного главы нового суперведомства. Скорей всего, им может стать нынешний руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. С одной стороны, по общему убеждению, ФНС работает эффективнее ФТС, с другой – Мишустин считается умелым управленцем. Однако возможно и появление на этой должности какого-то нового политического тяжеловеса…

В этой связи уместно вспомнить о карьере г-на Мишустина, типичной для чиновников «медведевского призыва». Главный налоговик России закончил Московский Станко- инструментальный институт и аспирантуру при нем, но решил заняться не станко- инструментальной промышленностью, а бизнесом, связанным с международными контактами. Он достаточно быстро стал директором Московского компьютерного клуба, который ставил задачу «интеграции отечественных и иностранных компьютерных технологий», а потом некоторое время возглавлял компанию United Capital Partners, работающую на финансовом рынке. На государственной службе он подвязался с 1990-х годов и был тесно связан с бывшим министром финансов Борисом Федоровым, возглавлявшим налоговую в памятном 1998-м. Так что корни и общая позиция ясны. И здесь суть проблемы.

Возможно, с чисто управленческой точки зрения идея Игоря Шувалова имеет смысл. Но для будущего, для развития и процветания страны все подобные бюрократические пертурбации останутся пустым расходованием наших с вами денег, собранных теми же налоговиками, — до тех самых пор, пока не изменятся базовые подходы к экономической политике страны, а главное, не сменятся люди, которые ее определяют. До этого момента все разговоры о создании новых налоговых, таможенных, экономических, финансовых и других суперведомств можно подытожить известной моралью из басни дедушки Крылова:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».