Конец почти 40-летнего правления президента Роберта Мугабе открывает перед Зимбабве новые тенденции и возможности развития

Военнослужащие зимбабвийской национальной армии положили конец 37-летнему правлению одного из самых харизматичных африканских диктаторов. Согласно поступающим из Зимбабве сообщениям, 93-летний Роберт Мугабе, возглавляющий Зимбабве с 1980 года, и его 51-летняя супруга Грейс взяты не то под стражу, не то под охрану военными.

Сугубо внутренний переворот

Помимо Мугабе, задержан также министр финансов страны Игнасиус Чомбо. О том, кто будет исполнять обязанности президента, пока не сообщается. Но наиболее вероятным кандидатом является 71-летний Эммерсон Мнангагва, более известный под прозвищем «Крокодил». До недавнего времени он занимал пост вице-премьера и считался ближайшим сподвижником и наиболее возможным преемником диктатора. Неделю назад Мугабе его отправил в отставку. По некоторым данным, для того, чтобы расчистить путь к власти для своей супруги. Как и бывает в таких случаях в странах с диктаторскими режимами, Мнангагву обвинили в заговоре против Мугабе, колдовстве, коррупции и прочих преступлениях. От возможного ареста «Крокодила» спасло лишь то, что он успел покинуть страну.

Однако Мугабе не учел того, что Мнангагва, ранее возглавлявший министерство обороны Зимбабве, считается очень популярным в армейских кругах политиком. При этом армейские круги Зимбабве отнюдь не благоволят так называемой демократической оппозиции. Костяк военного руководства составляют ветераны «освободительной войны» 1970-х годов. Командующий национальной армией Зимбабве Константин Чивенга уже ранее заявлял, что военные не позволят занять главный пост в стране человеку, не имевшему отношения к «освободительному движению». Отстранение Мнангагвы было воспринято как намерение престарелого диктатора передать власть в руки молодых 40-50-летних политиков, близких к Грейс Мугабе, что и повлекло за собой действия, которые можно однозначно квалифицировать как военный переворот.

Фото: Tsvangirayi Mukwazhi AP/TASS

«Мы желаем заверить нацию в том, что его превосходительство президент и его семья живы и здоровы и их безопасность гарантирована», — заявил в эфире зимбабвийского телеканала представитель генштаба вооруженных сил страны генерал Мойо, подчеркнув при этом, что происходящее – не военный переворот, а лишь «взятие ситуации под контроль», которое якобы направлено не против президента Мугабе, а против преступников и предателей в его окружении.

В правящей партии «Зимбабвийский африканский национальный союз – Патриотический фронт» (ZANU-PF) между тем уже заявили, что их новым лидером является Мнангагва.

«Ни Зимбабве, ни ZANU не являются собственностью Мугабе и его супруги. Сегодня начало новой эры, и товарищ Мнангагва поможет нам достичь лучшей Зимбабве», — говорится в официальном Twitter партии.

«Не было никакого переворота, имел место бескровный переход, в результате которого были арестованы лица, замешанные в коррупции, и пожилой мужчина, который был задержан вместе со своей женой», — пояснили в ZANU-PF.

Чем запомнится правление Мугабе?

Отметим, что за 37 лет пребывания у власти Мугабе Зимбабве из одной из самых экономически развитых африканских стран превратилась в беднейшее государство с высоким уровнем коррупции и гиперинфляцией. Так, в 2009 году полностью обесценилась и фактически прекратила своё существование национальная валюта страны – зимбабвийский доллар, курс которого по отношению к доллару США достиг 1 к 17 миллионам.

К полному краху экономики Зимбабве привели в первую очередь «реформы» Мугабе, соединявшие в себе элементы популизма, коррупции и африканского расизма. В числе таких «реформ» — полная ликвидация фермерских хозяйств, принадлежавших белым собственникам. Идея этого «чёрного передела» состояла в том, чтобы забрать земли у «угнетателей» и «колонизаторов» и передать их безземельным зимбабвийским крестьянам и ветеранам «освободительной войны». В результате многие остававшиеся в Зимбабве после падения Родезии белые фермеры были вынуждены покинуть страну. Правда, многие чернокожие зимбабвийцы, с энтузиазмом поддержавшие начинания Мугабе, земли так и не получили. По большей части она оказалась в руках государственных чиновников и приближенных Мугабе, которые составили небольшую олигархическую прослойку, обладавшую сверхдоходами, тогда как основная масса населения Зимбабве оказалась за чертой бедности. Достаточно сказать, что в результате «чёрного передела» около миллиона зимбабвийцев лишились работы. Сельское хозяйство страны практически рухнуло, большая часть земель оказалась заброшенными. Ситуацию усугубили введенные Западом против Мугабе санкции, которые только усилили позиции президента и дали возможность обвинить во всем «неоколонизаторов».

Ещё одной реформой Мугабе стала кампания по ликвидации трущоб, начатая в 2005 году. В результате сноса ветхих построек без крова остались почти 2,5 миллиона жителей Зимбабве. Страна, по сути, оказалась на грани гуманитарной катастрофы. Из-за санкций и катастрофической нехватки средств (в 2013 году министр финансов страны заявлял, что в бюджете после выплаты зарплаты бюджетникам осталось всего 217 долларов) на строительство нового жилья «реновация» от Мугабе потерпела крах. Противники зимбабвийского лидера обвинили его в том, что он таким образом отомстил людям, поддерживавшим оппозицию.

Примечательно, что при режиме Мугабе гонениям зачастую подвергались рядовые сторонники оппозиции, тогда как высокопоставленных оппозиционеров африканский диктатор, как правило, не подвергал репрессиям, что неоднократно подчеркивалось как доказательство его демократизма. Так, бывший премьер-министр Родезии Ян Смит, против которого в 1970-е годы воевал Мугабе, до конца своей жизни оставался популярным в Зимбабве политиком, притом жестко оппозиционным к Мугабе. Не преследовались и активно сотрудничавшие с властями Родезии вождь племени ндебеле Кайиса Ндивени и «зимбабвийский Мандела» Абель Музорева, остававшиеся до самой своей смерти яростными противниками Мугабе и его политической силы ZANU. Бывший соратник Мугабе Джошуа Нкомо был назначен вице-президентом страны, несмотря на то, что тысячи его сторонников из партии «Союз африканского народа Зимбабве» (ZAPU) из племени матабеле были истреблены. Соперник Мугабе на президентских выборах 2008 года Морган Цвангираи, возглавивший «Движение за демократические перемены», стал премьер-министром Зимбабве, однако быстро себя дискредитировал и вскоре сошёл с политической арены. Осужден был лишь экс-соратник Мугабе Ндабанинги Ситоле, да и то за руководство одной из повстанческих группировок, пытавшихся свергнуть и физически уничтожить зимбабвийского лидера. Правда, Ситоле быстро освободили по состоянию здоровья и дали возможность эмигрировать.

Сотрудничество с Китаем и Россией будет продолжено

Конец эпохи Мугабе, несомненно, открывает перед Зимбабве перспективы к развитию. При этом внешнеполитическая ориентация на сотрудничество с Китаем, а также по целому ряду проектов с Россией, очевидно, будет сохранена. После многолетнего санкционного режима со стороны США и Евросоюза ожидать переориентации Зимбабве явно не стоит, тем более, что значительная часть консервативной политической элиты страны с уходом Мугабе, по всей видимости, не только сохранит, но и упрочит свои позиции.

На сегодняшний день китайский бизнес активно присутствует в Зимбабве, развивая одну из ключевых отраслей страны – добычу полезных ископаемых, в том числе золота, платины и алмазов. В 2014 году Зимбабве заключила взаимовыгодное соглашение с Россией о совместной разработке платинового месторождения Дарвендейл. Напомним, что Зимбабве также было одной из стран, не поддержавших резолюцию ООН по Крыму, тем самым фактически признавшей воссоединение полуострова с Россией.

Вместе с тем, Роберт Мугабе, при всех минусах его правления, безусловно останется в истории этой южноафриканской страны да и всего чёрного континента как один из самых ярких и харизматичных диктаторов. И равных ему в этом отношении ещё долгое время не предвидится.