Протоиерей Андрей Ткачев рассуждает об истоках создания церковной музыки в современном мире

Сегодня я хотел бы вам рассказать еще об одном человеке, который оставил заметный след в культуре и является сознательным христианином. Это Арво Пярт, известный эстонский композитор, живущий между Таллином и Берлином. Родился в 1935 году. Крещение принял уже после тридцати в 1970-х годах. С тех пор замолчал надолго, и начал искать себя и свой стиль в музыке.

Очень много великих композиторов живет с нами здесь и сейчас. Мы их знаем по кино. Например, Губайдулину можем слышать по музыкальным темам к мультфильму «Маугли». Шнитке известен нам по музыкальному сопровождению фильма «Место встречи изменить нельзя». Дашкевич, ныне здравствующий, дай Бог ему здоровья, известен по «Шерлоку Холмсу».

Пярт выживал тем, что писал для кинематографа, работал для себя. Потом, крестившись, надолго замолк. И начал изучать христианскую музыку. Музыку, склонную к простоте. Возникло новое направление в музыке, называется New Simplicity – новая простота. Исследователи и исповедники этого стиля считают, что человек очень перегружен яркой полифонией и всем этим страстным рядом, который издевается над нашими ушами и сердцем ежедневно. Он начал изучать так называемый cantus planus — григорианский хорал. Кстати, очень модная вещь в современной Европе. И Григорианум у католиков в церквах поется все чаще и чаще, они возвращаются к корням, чтобы выжить. Стиль музыки мотет — тоже простой, свойственный именно католической церкви.

Он писал музыку и для месс, и для различных молитв. Прославился благодаря музыке «Адамов плач», которая написана по мотивам записных книжек старца Силуана Афонского. Святой старец Силуан – это грандиозная личность в истории христианской церкви второго тысячелетия. У него есть дневниковые записки, которые обработал и издал в виде отдельной книги ученик, старец архимандрит Софроний (Сахаров). С Сахаровым, который жил долгое время в монастыре графства Эссекс, Пярт был знаком.

В крещении Арво Пярт — Арефа. Есть такое египетское монашеское имя, взятое из Святцев. Общение со старцем Софронием родило в нем желание положить на музыку этот дневник… Надо, кстати, познакомиться со старцем Силуаном, с Софронием, с той книгой «Старец Силуан», с «Адамовым плачем». Старец Силуан говорит: Вся беда, которая есть в человеке, происходит от беды Адама. Отпадение от Бога и тысячи бед после этого. Адам всю жизнь проплакал.

Вот этот плач Адама, плач о потерянном рае, Пярт положил на музыку. За эту музыку получили «Грэмми» музыканты, игравшие и певшие это произведение. Он и ныне здравствует Арефа Арво Пярт — выдающийся музыкант, с мировым именем. Воцерковленный православный христианин. Он тоже один из наших, один из тех, кто пьет от чаши, от которой мы пьем, и приобщается к трапезе, к которой мы приобщаемся. Что не может не радовать. Потому что, повторяю, некоторым кажется, что нас нет или мы ничего не значим. А мы кое-что значим, и нас много. Это радостно.