Большой экспортный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса может быть реализован только в условиях высокодинамичной геополитической экспансии России

Всегда важно понимать – где у того или иного явления причина, а где следствие. И никогда их не путать. Ибо это чревато фатальной дезориентацией в пространстве и времени. И напрасными трудозатратами.

Взять, например, сферу мировой торговли оружием. На фоне военных успехов России в Сирии очень модной стала тема популярности российского вооружения за рубежом. Мол, оно оказалось настолько превосходным и совершенным, что теперь за ним наверняка выстроится в мире гигантская очередь и, следовательно, российский оборонно- промышленный комплекс ждет светлое и денежное будущее.

При всём том, что у меня нет ни малейших сомнений в выдающихся качествах многих, если не большинства образцов современного российского вооружения и боевой техники, считаю необходимым предостеречь почтенную публику от очень большого в данном случае искушения перепутать причину и следствие, или поставить телегу впереди лошади. Увы, но при всём энтузиазме этого лучше не делать, если мы не хотим заниматься самообманом и, как следствие, топтаться на месте.

Дело в том, что совершенство оружия и даже его сравнительно доступная стоимость, что в российском случае реально является большим конкурентным преимуществом, сами по себе в определении предпочтений участников мирового рынка вооружений, решающей роли, увы, не играют. Ибо в роли «альфы и омеги» при решении таких вопросов, выступает исключительно геополитика и те военно-политические резоны, которые из нее вытекают.

И примеров тому не то, что огромное количество, но других просто нет. Какой случай не возьми, везде геополитические императивы играют ключевую роль. Самым ярким примером являются те же страны Восточной Европы. Как только их увели из сферы геополитического влияния России, как тут же их вооруженные силы были напрочь отрезаны от традиционных российских поставщиков ВВТ и фактически в принудительном режиме переключены на альтернативных западных производителей.

И сегодня мы наблюдаем повсеместное навязывание этим новым вассалам Запада всевозможного военно-технического имущества, в том числе и откровенного барахла. Но при этом — за весьма приличные деньги! Классическим случаем такого рода «принудиловки» стала недавняя поставка в Румынию двенадцати американских истребителей Ф-16, которым, что называется «полсотни лет в обед». При наличии у румын реального выбора, продиктованного исключительно национальными финансовыми и военно-техническими интересами, они могли бы, за тот же миллиард долларов, заказать у России, вместо этой американской завали, раза в два больше новейших боевых самолетов прямо с заводского конвейера.

Но Румыния, в этом «новом, прекрасном мире мировой демократии» себе уже не хозяйка и делает ровно то, что ей велят англосаксонские господа. И если бы она одна была такая! Повсеместно в странах бывшего Варшавского договора одна и та же картина. Американские военные концерны всеми правдами и неправдами навязывают странам-сателлитам США свою собственную продукцию. Далеко не всегда лучшего мирового качества, но всегда —  по баснословным ценам. Доходит до того, что вытесняют с рынка даже своих ближайших западноевропейских партнеров.

Например, поляки, по требованию США, были вынуждены сорвать уже заключенную сделку с французами на поставку вертолетов, потому что янки срочно понадобилось поддержать материально свой авиаконцерн «Боинг». И если они не церемонятся даже с французами, то восточноевропейской мелкоте впаривают вообще всё. Даже то, что самим покупателям не особо и нужно. Именно так выглядит недавняя афера с поставкой в Чехию американских вертолетов той древней модели, которая воевала еще во Вьетнаме, вместо стоящих на вооружении этой страны вполне современных и добротных российских Ми-17.

Та же самая беда постигла и непутевую Черногорию, от которой, сразу после вступления в НАТО, потребовали «бакшиш» в виде замены опять же российских вертолетов Ми-8 на американские. И это при том, что бывшие югославы всю жизнь летали только на советско-российской технике и могли бы, имей они выбор, и сегодня приобрести новые вертушки в России.

Но куда там! Заокеанскому барину это категорически не подходит. Иначе зачем он, спрашивается, отрывал ту же несчастную Черногорию от матери Сербии?  Потраченные на это денежки надобно отбивать! А вот ту же Сербию Запад недооторвал от России и вот, пожалуйста – российские МиГ-29 уже поступают на вооружение сербских ВВС! Непорядок, однако!

Та же самая печальная геополитическая метаморфоза происходит сегодня с Индией. Индусам вдруг резко разонравилось российское оружие, на которое эта страна много лет делала главную ставку. Доходит просто до анекдотов. Индийская атомная подводная лодка советской постройки «Чакра» врезалась в какой-то твердый предмет и помяла носовой обтекатель гидроакустической антенны. Скандал до небес! Индийская комиссия моментально сделала вывод – виновата техническая неисправность.  Вы только вдумайтесь – не раззява командир субмарины, не штурман, проложивший неверный курс, не даже остолоп рулевой, наконец, а российская техника их подвела!

Или вот еще из той же серии. Индийские адмиралы пригласили американских специалистов (!!!) проинспектировать купленный у той же России авианосец «Викремадитья» (бывший «Горшков») и дать экспертное заключение по организации полетов его палубной авиации, состоящей из российских же истребителей МиГ-29К. Дураку понятно, что американцы, которые как раз сейчас пробивают контракт на совместную с Индией разработку нового авианесущего корабля, напишут такой «ужастик» о российском вооружении, что хоть святых выноси.

И это не говоря уже о том, что индусы придумали пригласить в тендер на новый палубный истребитель практически всех подряд, даже шведов, которые в палубной авиации разбираются как свинья в апельсинах, но только не Россию. Одновременно Индии вдруг перестали подходить российские тяжелые истребители Су-30 МКИ, на которые раньше те же индусы только что не молились. А заодно и легкие вертолеты Ка-226, которые вообще непонятно в чем провинились, потому что Индия их просто еще не успела купить.

Трудно объяснить иначе, чем откровенным пренебрежением к добрым отношениям с Москвой и далеко выходящую за рамки общепринятых приличий индийскую идею о приобретении у России новейшей атомной подводной субмарины класса «Ясень», которой не было в тот момент даже на вооружении российского ВМФ. Такие бесцеремонные   требования могут предъявлять лишь те, кто уже вполне созрел для «рокировки в длинную сторону».

Упаси вас Бог искать причину таких пошедших косяком недоразумений в неких несовершенствах российской военной техники и, тем более, в ценах на неё. Все гораздо проще и, увы, безотрадней. Дело в том, что нынешняя Индия медленно, но вполне уверенно движется в геополитическом смысле ровно туда же, куда ранее уже откочевали (либо были отконвоированы) бывшие страны Варшавского договора.  То есть – под крыло англосаксонского Запада. Фундаментальная причина в случае с Индией очевидна. Когда был СССР и у него были не самые добрые отношения с Китаем, Индия служила китайцам естественным противовесом и могла, в этом качестве, полностью полагаться на «хинди–руси пхай, пхай». То есть на полное совпадение своих геостратегических интересов с Москвой.

Но сейчас наступили совсем другие времена. Китай невероятно окреп. Его отношения с Россией приняли совершенно другой характер. И Москва строит с Пекином новые, куда более близкие отношения.  Которыми она ни за что не станет рисковать, даже ради своих традиционно близких связей с Индией. Особенно в случае углубления индийско-китайских противоречий, каковой факт уже имеет место.  По большому счету, Россия сделала свой геостратегический выбор и он отнюдь не в пользу приоритетности отношений с Дели.

Тем временем, на горизонте замаячил другой кандидат в стратегические союзники Индии – англосаксонский Запад. Которому как раз конфронтация с Китаем и факторы всемерного давления на него очень даже интересны. И он сейчас активно подтягивает к этой теме все имеющиеся у него резервы, в том числе Индию. И те вещи, которые Россия отнюдь не готова делать совместно с Индией против Китая, вполне готов делать Запад.

Не удивительно, что у индусов сегодня голова слегка пошла кругом и они готовы броситься в объятия Западу, попутно наступая на интересы своего давнего и верного российского союзника. Именно отсюда вся та чернуха, которая ныне водопадами обрушивается на российско-индийское военно-техническое сотрудничество, при том, что предлагаемое Индии оружие России как было, так и остается на уровне высочайших мировых стандартов. Тем не менее, индусы сегодня зашли так далеко, что уже  поговаривают даже об отказе от совместного с Россией проекта истребителя «пятого поколения», претензии к которому еще более виртуальны, чем к подлодке «Чакра» с её погнутым по вине нерадивого экипажа «форштевнем».

Американцы, конечно же, рады стараться. Потому что для них данная эволюция мировой геополитической конфигурации открывает огромный индийский рынок вооружений, куда они раньше не имели шансов попасть. Прежде всего, потому, что там безраздельно доминировало вполне совершенное, и при этом, куда менее дорогостоящее советское и российское оружие.

Таково реальное соотношение причины и следствия в мире мирового военного бизнеса. Которое на том же индийском примере доказывает, что во главу угла при определении поставщиков и покупателей оружия ставится отнюдь не его технические совершенства или стоимость, но именно долговременные геополитические тренды.

И та же Турция, например, никогда в жизни не стала бы даже пытаться купить российский ЗРК С-400, если бы не видела некой куда более широкой перспективы сближения с Россией и охлаждения своих отношений с тем же Западом.

Мораль из всего вышесказанного предельно очевидна. Не надо строить иллюзий и наивно надеяться на то, что если мы построим лучшие в мире танки, самолеты или зенитные комплексы и будем продавать их даже ниже себестоимости, то все моментально побегут занимать за ними очередь. Это, конечно же, было бы очень желательно, но, увы, в действительно всё обстоит совсем не так.

В этом мире правит бал геополитика, ориентированная, прежде всего, на расширение сфер влияния. И те страны, которые добиваются на этом поприще наибольших успехов, те и получают самые жирные бонусы в виде новых подконтрольных им территорий и новых рынков для сбыта своей продукции. И далеко не только военной. Все эти правила ВТО о «свободе мировой торговли», не более чем филькина грамота для простодушных обывателей. На самом деле в мире царит  жесточайший диктат финансово-экономических интересов, не допускающий никаких компромиссов в ущерб своему бизнесу. И, наоборот, очень даже допускающий практически любые формы сдерживания и принуждения в отношении чужих бизнес-интересов.

Именно потому, что Россия подвинула свои геополитические интересы в Сирии, эта ключевая страна Ближнего Востока на многие годы станет эксклюзивным покупателем российского оружия. Именно потому, что ливийский маршал Хафтар сделал сегодня ставку на Россию в своей борьбе за возрождение цивилизованного ливийского государства вопреки воле Запада, он крайне заинтересован в услугах российской оборонки. Именно потому, что тот же Ирак сегодня стоит перед угрозой своего нового расчленения с подачи тех же курдолюбивых американцев, он сегодня все шире распахивает свои двери для продукции российских военных заводов.

И так далее и тому подобное. Везде одна и та же картина. Миром правит геополитика. И те страны, которые больше других преуспевают в раздвижении своих геополитических горизонтов, те и получают главный материальный куш. А все остальные могут сколько угодно надеяться на честную конкурентную борьбу и предлагать фантастические скидки – у них все равно никто и ничего не купит. «Такова жизнь!» — как говорят французы…

Юрий Селиванов