Заявление властей Польши о запрете на въезд в страну лиц с радикальными и антипольскими взглядами нацелено в том числе на нераспространение профашистской идеологии, проникающей из Украины. ‍Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал политолог Александр Асафов.

«Достаточно сильные антиукраинские настроения в Польше обусловлены двумя причинами. Во-первых, историей – поляки хорошо помнят подавление фашистскими украинскими частями СС «Галиция» Варшавского восстания 1944 года. А попытки Института национальной памяти Украины выдать Волынскую резню за войну одних партизан с другими вызывают массовые возмущения в Польше – это откровенные попытки переписать историю, обелив украинских националистов.

Но есть и бытовой фактор – в Польше трудятся многие тысячи украинцев, причем это далеко не самые интеллигентные категории общества. Приезжая в европейскую страну, они ведут себя не по ее правилам, а придерживаются собственных. В итоге стычки и конфликты поляков с украинцами ежедневно фиксируются десятками. Кроме того, граждане Польши справедливо полагают, что «зробитчане» «ломают» рынок труда в их стране», — отмечает эксперт.

Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, комментируя отношения Варшавы и Киева, заявил: Польша запретит въезд на территорию страны лицам, придерживающимся радикальных антипольских взглядов. Чиновник заявил: Украина «важна с геополитической точки зрения», но при этом, что у Варшавы и Киева «разные концепции примирения». К примеру, вскоре в Польшу не смогут въехать «люди, которые демонстративно носят форму СС «Галиция».

«Власти Польши отнюдь не стремятся ограничить въезд трудовых мигрантов из Украины – они нужны стране, чтобы восполнить потери рабочей силы от уехавшей молодежи. Кроме того, украинцы дают Варшаве возможность достойного ответа на упреки Германии, что страна отказывается принимать 30 тысяч сирийских беженцев. Поляки отвечают – мы уже приняли 2 миллиона беженцев с охваченной войной Украины.

С другой стороны, в Польском обществе высок уровень возмущений из-за превозношения на Украине Бандеры, Шухевича и прочих убийц поляков. Власти страны обязаны реагировать на настроения поляков. А антиукраинский тренд Венгрии и Румынии из-за «языкового спора» дает возможность также выступить против Киева», — подчеркивает политолог.

Варшава также анонсировала запрет на въезд в страну тем, кто «пытается препятствовать проведению на Украине эксгумационных работ по поиску польских захоронений». Более того — Ващиковский заявил, что польский МИД еще подумает, «рекомендовать ли польскому лидеру визит на Украину в данный момент».

Претензии Варшавы Киеву выдвигаются не впервые. В июле Ващиковский заявлял, что Польша наложит вето на возможное вступление Украины в Европейский союз, если Киев продолжит восхвалять Степана Бандеру. А в октябре стало известно, что Польша начинает возведение стены на границе с Украиной. Официальный предлог – пресечь миграцию больных диких кабанов. Истинная причина, по мнению экспертов – пресечение контрабанды и массовой нелегальной миграции.

«Декларируемые Варшавой проблемы для Украины исторических и идеологических разногласий в какой-то мере снимут вопросы, висящие в польском обществе. Украинские радикалы своей идеологией довели до некой «точки невозврата», в которой не реагировать власти уже не могли.

Кроме того, Варшава борется за нераспространение радикальной идеологии в Польше – уже неоднократно в стране изымали учебники на украинском языке, освещающим историю Бандеры в антипольском ракурсе. Включаются механизм самозащиты – идеологию, где оправдываются массовые убийства поляков государство терпеть не станет.

Впрочем, пока в Польше у власти находятся Качиньский и Мацеревич, курс страны имеет много общего с нынешней политикой Украины. Оба государства придерживаются проамериканских и антироссийских позиций, что дает возможности для диалога. Могу предположить, что нынешние противоречия не будут долговременными, но Киеву придется тише заявлять о своих весьма спорных для поляков «национальных героях», — заключает Александр Асафов.

Максим Бут, ФБА «Экономика сегодня»