Идея объединить всех казаков России и зарубежья в единую организацию может навести порядок в той части русского народа, которая исторически всегда была готова как к защите Отечества от супостатов, так и к участию в смутах и раздорах

В недрах Кубанского казачьего войска созрело предложение, которое может быть включено в законопроект «О развитии российского казачества». И стать судьбоносным. Это инициатива предлагает объединить  существующие реестровые казачьи войска и различные казачьи общества и организации, причем как России, так и зарубежья, в одну. С едиными целями, под единым началом. А казачьи станицы, как известно, сейчас есть не только на территории России и постсоветского пространства, но, например, и на Балканах, и в Германии, и в США, и даже в Австралии и Аргентине.

Русские по сути

Со стороны, говорят, виднее, вот и во всей западной культуре понятие «казак» является неотъемлемой частью образа русских, таким же как и балалайка, кокошник, «калинка-малинка» и, само собой, медведь. Пусть клюква, но не на пустом же месте появилось. А вот в самом казачестве то и дело, из века в век, заводится иная мода – не считать себя русскими, а искать собственные корни на стороне. И, главное, помощники в этом вопросе завсегда найдутся.

Например, добрые американцы в 1959 году приняли цельный закон «О порабощенных нациях», в котором объявили несчастную «Казакию» территорией, «лишенной независимости» тоталитарной коммунистической Москвой. Как известно, к нынешним временам коммунистическое в этой самой Москве заметно истончилось, но бедная «Казакия» все равно считается землей, стонущей под пятой оккупантов. И не важно, что за всю историю человечества государства с таким нелепым названием никогда не существовало, наплевать, Гарвардская энциклопедия этнических групп в 1980 году подарила казакам право на собственную нацию.

Но то проклятый Госдеп, чего еще ожидать от него? Совсем другое дело – собственные доброхоты. Так, Лев Гумилев, метода которого, надо признать, нещадно критикуется многими действительно профессиональными историками, выводил происхождение казаков от хазар, например. К неудовольствию самих казаков, поскольку быть потомками иудействующих тюрок, разгромленных еще князем Святославом, им как-то не улыбается. Другие исследователи древности выводят казачье происхождение от половцев и черкесов, экзотических бродников, принявших, оказывается, православие за сто лет до Руси, и некоей передовой конницы хана Батыя. Иные идут совсем далеко и говорят о казаках как о прямых потомках (ну кто бы мог подумать!») «истинноарийцев», прилетевших, что всем известно, прямиком с Сириуса – вещающие об этом деятели при лампасах, маршальских погонах и дюжине медалей за освобождение городов и сел от здравого смысла, о Христе уже не говорят, а если и говорят, то, прости Господи, как о чьей-то там реинкарнации, нашивают на гимнастерки свастики и прямо в папахах прыгают через огонь, подвергая незащищенные части тела опасному термическому воздействию…

На деле отследить возникновение современного казачества не сложно. Так, в Запорожской Сечи оно образовалось из беглых малороссийских крестьян, переселившихся после разгрома Руси в низовья Днепра черкасов (адыгов) и татар, но малороссы или юго-западные русские сыграли в его формировании определяющую роль. В этнически пестрых донских степях в становлении казачества, безусловно, сыграли роль те же разнообразные тюрки, но определяющая роль была все же за русскими – беглыми и лихими людьми, уходившими от неволи и преследований властей. Донцы дали начало терцам и гребенцам, в которых щедро влилась горская, турецкая и персидская кровь – привезти из похода красивую полонянку считалось делом чести. Но везде русское начало было определяющим, потому-то, позаимствовав некоторые слова из тюркских и иных языков, казаки все же говорили на русском и исповедовали принятую русскими Православную Веру.

Беглые и ищущие воли русские люди также шли на Волгу и Урал, осваивали степную границу с Азией, вслед за Ермаком Тимофеевичем покоряли Сибирь и двигались далее — на Дальний Восток. Они никогда не ставили этнические препоны для тех, кто мог быть им близок по духу, и был способен, влившись в боевую ватагу, саблей и удалью вершить общее дело. Потому в русскую кровь щедро вливалась кровь татарская, казахская, ногайская, кровь представителей северных народов, но везде русская основа формировала облик, традиции и суть казачьих общин.

казаки
Группа казаков станицы Удобной. Фото: Фотохроника ТАСС

Впрочем, впоследствии, когда казачество в Русском государстве оформилось как служилое и военное сословие, казачий уклад жизни стали перенимать и представители других народов, не русских этнически, но чьи представители оказывались русскими по духу – буряты, калмыки, татары-нагайбаки, их верстали в казаки наряду, собственно, с казаками русскими, православными. И некоторые переходившие в казачество и рядовые казаки и, порой, целые народы умудрялись сохранить свои традиционные верования, такие как ислам или буддизм. Главное, чтобы за царя и Отечество. Так шел неровный, но весьма интересный процесс становления казачества, вольных людей Русской земли, традиционно защищающих ее границы от огромного количества врагов, желающих порезвиться за русский счет.

Темная и светлая стороны казачьей славы

Но там, где воля, как известно, там и лукавый. Ищет где поживиться за счет человеческой гордости, тщеславия и алчности. Посему история казачества – это не только история героизма, защиты Отечества, освоения новых земель, но и многочисленных бунтов, погромов и грабежей, предательства, а с некоторых пор и сепаратизма. История помнит сколько раз те же запорожские казаки вместе с татарами, литвой и ляхами грабили и жгли Русь, и как уже присягнув на верность московскому государю, предавали его – история сохранила имена Выговского и Мазепы. Но самое прискорбное, к этим погромам и поджогам присоединялись и донские казаки. Впоследствии казачество принимало участие практически во всех смутах русской истории, в качестве зачинщиков или участников оных: казаки воевали на стороне армий ставленников Ватикана – Первого и Второго Лжедмитриев, Стенька Разин громил церкви и грабил города, Булавин в письмах звал султана на Русь, Пугачев развязал настоящий террор в сердце России, в то время как страна несколько лет вела тяжелую войну с Турцией. И русскую катастрофу 1917 года казаки не предотвратили, и в годы Гражданской метались между красными и самостийностью, и настолько допекли лидеров антибольшевистского сопротивления, что Петр Николаевич Врангель приказал повесить одного из лидеров так называемой Кубанской рады в центре Екатеринодара. И в годы Великой Отечественной многие казаки показали себя не лучшим образом, воюя со своими соплеменниками или с иными противниками Третьего рейха в составе различных коллаборационистских вооруженных формирований.

В новейшей истории казачество также показывало себя не всегда с хорошей стороны. Атаман самопровозглашенного Великого войска Донского Николай Козицын заключал «вечный мир» с лидером чеченских сепаратистов Джохаром Дудаевым, откровенно игнорируя тот факт, что боевики последнего развязали кровавый геноцид уцелевшего после коммунистических чисток Терского и Гребенского казачеств. А после, когда нацистская Украина начала агрессию после русских республик Донбасса, зашел со своими казаками на территорию Луганщины, чтобы организовать там казачью вольницу, вступив в конфликт с властями Луганской Народной Республики. Довольно быстро в полыхающем войной крае сложилась парадоксальная ситуация, по обе стороны фронта друг против друга стояли две национальные гвардии, только одна украинская, а вторая — казачья. Правда, по словам многих очевидцев тех событий, последняя была заметна больше не на фронте, где каждое ее отступление сопровождалось урожаем брошенных на позициях кубанок, а в «отжатиях» промышленных объектов, хотя, конечно, и настоящих боевых подразделений, дававших отпор украинским оккупантам, среди казаков хватало. На подконтрольных же территориях атаман развел бурную деятельность, в том числе и казачий «суд», где за правонарушения, в том числе и за такие как превышение скоростного режима, пороли нагайками, а с коммерсантов собирали десятину. Понятное дело, что от таких порядков местные жители, и так получавшие щедрую порцию обстрелов и блокады со стороны Украины, очень скоро взвыли, а лихой атаман, по официальной версии, сам ушел из Луганщины, а по неофициальной – его вывели оттуда «вежливые люди»…

И это только один эпизод, к другим подобным можно отнести деятельность небезызвестного предпринимателя Владимира Мелихова, организовавшего в собственной усадьбе целый мемориальный комплекс, прославляющий казачьего сепаратиста и пособника нацистов атамана Краснова и его подельников, постоянное педалирование темы казачьего сепаратизма с призывами записываться в ходе всероссийской переписи непременно как «национальность казак». Не говоря уже про некоторых деятелей, откровенно поддержавших киевскую хунту, а также постоянные склоки между различными казачьими войсками, сообществами, выяснениями, кто казак, а кто нет, зигующими казаками на сомнительных мероприятиях националистического толка, казачьими генералами, которым несть числа, равно как нет счета медалям и орденам, украшающим их мундиры, казаками-язычниками, устраивающими кощунственные обряды «расхристианивания»….

Безусловно, все вышеназванное – только одна сторона как истории казачества, так и современного казачьего движения. И, безусловно, есть и другая. Например, покорение Сибири Ермаком и знаменитое «азовское сидение», рейд казаков Платова в тыл к французам и успешные действия казачьих частей на материковом театре Русско-японской войны, усмирение смуты 1905 года и героизм георгиевских кавалеров на фронтах Первой мировой войны, атака казаков Мамантова, ввергнувших в панику многократно превосходящие их силы красных, и разгром Третьим казачьим гвардейским корпусом нацистской дивизии «Герман Геринг»… А в новейшей истории — участие казаков-добровольцев в защите русского населения Приднестровья и того же Донбасса, организация школ, кадетских корпусов и училищ, возрождающих славные казачьи традиции, в том числе и за рубежом, вдали от Родины. В конце концов, заслуженные нагайки для кощунниц из Pussy Riot и провокаторов Навального.

казаки
Вторая мировая война, 1944 год. Советская гвардейская казачья часть на марше в Западной Румынии. Фото: Израиль Озерский/ Фотохроника ТАСС

Все это есть, но все это не отменяет существующего бардака, который в условиях, когда страна практически в одиночку бьется с готовящим приход антихриста Новым мировым порядком, становится по-настоящему опасным для самого ее существования. Потому структурирование казачьей вольницы именно сейчас как нельзя кстати.

Нужно сделать шаг

«Идея хорошая, нужно объединять разрозненные казачьи сообщества и войска, организации под единым началом, это поспособствует дальнейшему превращению казачьих войск в единую силовую структуру, — поделился своим взглядом на предложение кубанских казаков с обозревателем телеканала Царьград товарищ атамана Казанского городского казачьего общества в составе Волжского казачьего войска Евгений Тренин. — Соответственно, с единым управлением, командованием, возможно, в будущем казакам дадут и оружие, и они смогут заниматься своими прямыми обязанностями – защищать Россию. Тем более, что геополитическая ситуация у нас серьезная, особенно на западных границах, НАТО и американцы стягивают войска к нашим пределам. Поэтому формирование новых воинских частей, особенно если эти части будут казачьими, это очень правильное и хорошее решение».

В то же время Тренин довольно негативно высказался в отношении существующих в казачьей среде центробежных тенденций:

«Часть казаков считают себя отдельным народом, особенно это распространено на Дону и на Кубани, они считают, что у них даже существуют собственные языки —  это кубанская балачка и донской гутор. Но если внимательно изучать историю, исторические факты, то становится предельно понятно, что казаки всегда были частью большого русского народа. Это субэтнос русского народа, нельзя его отделять от русских, это не будет соответствовать исторической истине. Русский народ — большой, расселялся на огромной территории, постепенно из него выделились субэтносы, такие как белорусы и малороссы. И казаки, которые культурным кодом не сильно отличаются от русских людей. Отличия в основном связаны с образом жизни, обитатели центральной России в своей массе занимались земледелием, а жители окраин – ратным трудом, хотя, конечно, и землю возделывали, но в первую очередь это были воины. От этого и особый уклад, и традиции. Воины, которые, и это важно помнить, всегда защищали Россию».

В свою очередь атаман международной общественной организации «Верное казачество», экс-советник министра обороны Украины, экс-секретарь казачьего совета при Кабмине Украины Алексей Селиванов в разговоре с обозревателем телеканала Царьград высказал сомнение в том, что нынешних разношерстных казаков получится объединить.

«Это невозможно, хотя бы потому, что сих пор непонятно кого считать казаками, а кого – нет, потомственных ли казаков, либо всех, кто вступают в казачьи общества, и как относиться к ряженым «супермаршалам», объединять которых с кем-либо вообще бессмысленно, — прокомментировал ситуацию Селиванов. — Если речь идет об одной структуре, то она должна выполнять определенные задачи, например, МВД выполняет свои задачи, армия – свои, частные военные компании – свои, а какие задачи будет выполнять всемирная казачья общественная организация? И все равно объединить всех казаков в рамках одной общественной организации – невозможно. Даже в одной области, не то, чтобы во всем мире. С другой стороны, можно создать площадку, которая бы использовалась для коммуникации казаков и их взаимодействия с властью. Но не организацию с чинопроизводством и какими-то атаманами».

При этом киевлянин, в свое время защищавший Киево-Печерскую лавру от украинских нацистов, а ныне ополченец Донбасса также убежден, что казачий сепаратизм исторически не обоснован и от него следует решительно отказаться.

«Казаки – это народ, но не отдельный, — считает Селиванов. —  Казачий сепаратизм появился на Дону и на Кубани, поскольку там казачьи сообщества в свое время сформулировали собственные отличия от «не казаков». Но кроме них есть, например, сибирские и забайкальские казаки. Чем они отличаются от сибирских и забайкальских мужиков? Да ничем. Я считаю казачество феноменом русской цивилизации, который не имеет смысла без нее, без православной веры, общей русской традиции».

Безусловно, предложенная для законопроекта «О развитии российского казачества» идея нужна и своевременна. Хотя бы для того, чтобы казачье сообщество смогло само изжить подростковую болезнь атаманщины, опасную хворь сепаратизма и ощутить все величие своего предназначения – сословия воинов, охранителей, титанов, на плечах которых стоит Русская держава, чьи всегда готовые к бою шашки охраняют Русскую Православную Веру от любой опасности и грязи. Прийти к пониманию этого многим трудно, потому как путем кровавых репрессий, расказачивания и тотальных чисток связь с предыдущими поколениями практически прервалась, а на ее место пришли измышления псевдоисторических шарлатанов. Но необходимо переступить через себя, через собственную гордыню, решительно отбросив ворох заблуждений и ложных смыслов.

Сделать это нужно не медля, поскольку момент истины настал. Пришло время, которое воочию покажет, кто казак, а кто – любитель покрасоваться в кубанке и медальках.