Протоиерей Андрей Ткачев о причинах катастроф и стихийных бедствий

У нас есть понятие «стихийное бедствие». В английском языке оно звучит как act of God, то есть дела Божии. Наводнения, землетрясения и так далее — это всё дело Божие, а не человеческое. Тут уже надо просто смиряться и разбираться с последствиями. Есть у нас даже министерство всяких ситуаций чрезвычайных, по сути, стихийных бедствий. Так это министерство дел Божиих. Потому что все это — дело Господа Бога. Древние это понимали, а мы немножко забыли.

У Николая Сербского есть интересная подборка вопросов.

Он говорит: «Кто тебе шил костюм?» Ответ: «Портной». Говорит: «Правильно, а почему не говоришь игла? Иглой же шили. Ты говоришь – портной. Ты за иглой портного видишь. Правильно».

Говорит: «Кто тебе кашу сварил?» Ответ: «Мама». «Почему не говоришь – очаг, печка, огонь в печи? Правильно, огонь в печи варил, но кто приготовил, кто принес, кто остудил, кто собрал, кто сделал? Мама». То есть маму видишь за огнем? Видишь. Портного видишь за иглой? Видишь.

Кто тебе такую тумбочку прикроватную сделал? Вася-столяр. Почему не говоришь — рубанок, топор, стамеска, шлифовальный материал, лак? Почему не называешь кучу разных вещей? Вася сделал, правильно, Вася-столяр тебе сделал тумбочку.

А почему тут не продлить эту логическую цепь дальше? Говорит: кто дом разрушил? Говорит: тайфун. Какой тайфун? Ну не игла же пошила сюртук, пошил портной. Значит, разрушил дом не тайфун, а Бог разрушил, тайфуном. Кто затопил Новый Орлеан столько-то лет назад? Говорит: вода, ураган «Катрин». Какой «Катрин»? Господь затопил! Значит, ураганом, назови его, как хочешь, хоть Катрин, хоть Дуся, хоть Вася. Значит, Бог действует руками тех или иных стихий, которым Он полный хозяин.

Это, в общем-то, очень простой шаг, который мы не делаем. Потому что когда спросишь: кто зуб залечил? Бормашинка. Нет, что ты за глупый человек! Он говорит: «Зуб залечил зубной техник бормашинкой». То есть при помощи инструмента, при помощи разных пломб. Правильно?

Дальше думаем. Почему горят леса в Сибири? Какой-то дурак бычок бросил. Нет, видимо, Бог карает людей за невнимательность, за безответственность, за нелюбовь к родной земле, за коррупцию, за то, за то, за то карает Господь при помощи пожаров. А этих Господь наводнением карает. А этих так Господь карает. Этих так, этих так, этих так. Саранчой, эпидемиями, голодом и так далее, и тому подобное. Это очень простой шаг.

Почему от Господа отказываетесь? Почему хватает ума сказать, что портной пошил, что водитель меня привез. Не машина привезла меня, не «Москвич», не автобус, не колеса, не кресло, в котором я сидел, а человек меня привез. Меня привез шофер. Он привез при помощи машины. Почему не хватает ума сказать, что ветром Господь наказал нас сегодня, бурей Господь наказал их сегодня, наводнением наказал Господь вот их сегодня. Землетрясением Господь угрожает этим сегодня. И почему не хватает ума честный шаг сделать и назвать вещи своими именами. Я против того, чтобы называть министерство всяких ситуаций чрезвычайных министерством Божиих дел. Это было бы дерзко и смешно для врагов. Для верующих это было бы нормально. А для врагов смешно. Они бы высунули свои раздвоенные языки, остроязыкие такие и начали бы играть с этой темой, обсмеивая на разные лады, собирая себе уголь на свои лысые головы. Не нужно этого. Но все-таки нужно понимать, что Господь стоит за любым явлением природы. Там, где что-либо не клеится, там, где посадили, и не выросло, там, где ждем сухости, а пришла вода, большая вода, там нужно понимать, что это Господь.

Вот эта простейшая мысль должна нас научить тому, чтобы мы видели за иголкой портного, за колесами шофера, за горящей печкой повара, за всеми любыми манипуляциями, за работающей бормашинкой зубного техника. И за всеми природными явлениями – хозяина мира, который мир создал. Вот такой нужно шаг сделать и смириться. Бога прославить, от грехов отойти и признать правду Божию за всем тем, что мы видим каждый день собственными глазами.

Понимаете? Это нужно сделать. Если это не сделается, мы будем несчастные люди. Мы не будем понимать, откуда наши беды. От безбожия наши беды, дорогие братья и сестры. Будьте счастливы.