Церковь говорит, что начинать надо с экологии души. От того, что внутри нас, зависит и то, каким будет мир вокруг. Об этом статья председателя синодального отдела по взаимоотношениям Русской Церкви с обществом Владимира Легойды

Представьте себе такую картину: вы возвращаетесь домой и видите, что дома потоп. Воды по колено, все плавает… А все потому, что вы, когда уходили, забыли закрыть кран в ванной. Что делать в первую очередь? Конечно, закрыть кран, правда? А потом уже устранять последствия потопа – вытирать пол, бежать извиняться перед соседями снизу, подсчитывать убытки и затраты на неизбежный ремонт.

В общем, пример понятный. Чтобы решить какую-то проблему, надо сначала устранить ее причину. А потом разбираться с последствиями.

На прошлой неделе в Москве открыли неделю экологии. Как говорится, и я там был, и на открытии выступал. Об экологии мы сегодня говорим много. И правильно говорим, и правильно делаем, что говорим. Человек, наконец, осознал, что к природе надо относиться бережно. Иначе будет совсем плохо.

Но вот с чего начинать? С раздельного собирания в мусорных баках стеклянных и пластиковых бутылок? С изготовления биологически разлагаемых пакетов? С охраны уссурийских тигров? Или все это делать одновременно?

Церковь говорит, что начинать надо с экологии души. От того, что внутри нас – не в смысле внутренних органов, конечно – зависит и то, каким будет мир вокруг.

Человек — царь природы. Или, как говорил тургеневский Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Природа, конечно, не храм. Но уж точно и не мастерская, в которой можно проводить любые эксперименты. А ведь проводили. Еще недавно и еще какие. И реки разворачивали, и химическое оружие испытывали… Природа до сих пор не залечила многие раны, полученные в результате этих экспериментов.

Библия говорит нам, что окружающий мир является домом, который Бог создал для человека. Все-таки домом, а не только мастерской. Возможно, со мной не все согласятся, но я думаю, что преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это не значит, что нужно свернуть экологическую деятельность или не начинать ее, пока все не станут святыми. Но это значит, что сначала все же надо закрыть кран, а потом уже разбираться с последствиями потопа.

Замечательный святой Максим Исповедник сказал, что человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом. Замечательно, правда? Носить рай в себе самом.

Это именно об этом – об экологии души.