Так как отношения между Россией и Германией пострадали не по инициативе Москвы, инициатива по их исправлению должна была исходить от Берлина. Ею и стал целиком посвященный именно этой проблеме визит в Москву президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера
Россия всегда дорожила отношениями с Германией. Когда они были хорошими, это всегда шло на пользу обеим странам – и в экономическом, и в политическом отношениях. Когда плохими, то было плохо не только им. Было плохо всем, по крайней мере, в Европе.
Очередной кризис в двусторонних отношениях наступил после 2014 года, когда Россия была вынуждена реагировать на осуществленный Западом — и, кстати, при активном немецком участии — русофобский госпереворот в Киеве. Последовавшие за этим антироссийские санкции обрушили двустороннюю торговлю, нанеся серьезный удар по экономическим интересам немецких фирм в России, реализации ряда выгодных для Москвы проектов. С некоторых пор эти санкции превратились на практике во многом в формальность, и двусторонняя торговля снова растет. Однако нормальное политическое взаимодействие между обеими странами с тех пор так и не восстановилось.
1:0 в пользу России
Россия постоянно заявляет, что не ругалась с Западом в целом и Германией, в частности. Это они поругались с ней. Поэтому Россия на поклон не пойдет, но если сами западные страны захотят переиграть свою политику в отношении Москвы, она будет этому только рада. И этот процесс, похоже, уже пошел. Пока на уровне зондажа и озвучивания добрых намерений, с использованием фиговых листков, чтобы не потерять лица.
Не удивительно, что с инициативой примирения выступила именно Германия — единственная из западноевропейских стран, способная понять Россию. Есть и другие очень важные факторы. Во-первых, ФРГ наиболее авторитетная, экономически развитая страна ЕС, которая заказывает там музыку. Во-вторых, в растущей конфронтации с США немцам совершенно не улыбается «война» на два фронта. В-третьих, дальнейшее промедление в восстановлении отношений с Россией может ФРГ дорого обойтись. Если и дальше антагонизировать Москву, он может повернуться в сторону Китая, где у власти находится укрепивший свои позиции на последнем партийном съезде пророссийский лидер Си Цзиньпин. США толкают своей политикой Китай в объятия России, ЕС толкает Россию в объятия Китая. Народы обеих стран исторически также хорошо относятся другу к другу. Китайская экономическая сила, демография, российские ресурсы, мозги и оборонная мощь обеих стран быстро превратят весь остальной мир в их периферию. Чем тогда будет заниматься не имеющая своих собственных природных ресурсов и со своей ставшей ненужной ключевым покупателям промышленностью Германия? В-четвертых, в ФРГ есть очень опытный политик, способный выполнить эту миссию – президент, экс-глава МИД Франк-Вальтер Штайнмайер. Ну и, наконец, в-пятых, имеется возможность сделать это в такой форме, чтобы Берлин никто ни в чем на Западе не обвинил. Реальных властных полномочий у президента ФРГ нет. Дееспособного правительства после провала партии канцлера Ангелы Меркель на последних выборах в бундестаг в Германии сейчас тоже нет, и когда оно появится – неизвестно. Некому предъявлять никаких претензий. Всегда можно сказать, что у бывшего главы МИД зачесались руки, что он решил тряхнуть стариной и поэтому поехал в Москву. Да еще сослаться на очень «хороший повод» – российское государство в преддверии 500-летия Реформации официально передало Евангелическо-лютеранской церкви ее некогда крупнейший московский храм. Тем более, что к этой инициативе и сам Штайнмайер еще на посту главы МИД приложил руку.
«Алиби» для Штайнмайера
Штайнмайер — очень опытный и осторожный политик. Поэтому неудивительно, что он постарался обеспечить себе «алиби» и другими пунктами программы «рабочего» визита в Москву. Перед Россией – возложением венков к могиле Неизвестного солдата, перед Западом – общением с «лучшим немцем», могильщиком СССР Михаилом Горбачевым и посещением иностранного агента – общества «Мемориал». С его сотрудниками, согласно «Немецкой волне», он пообщался на тему политических репрессий в прошлом и давления на «гражданское общество» в настоящем. А затем, посетив лютеранский храм, поехал к президенту России Владимиру Путину. Ради чего он, собственно, и приезжал на самом деле в Москву.
Судя по дружелюбной, с хитринкой, улыбке российского лидера и смущенному виду Штайнмайера, понимавшего, что встреча в ходе зарубежного визита вначале с оппозицией, а уже потом с властями страны — это верх дипломатической бестактности, в Кремле не имели ничего против того, чтобы президент ФРГ захватил на встречу со своим российским коллегой парочку фиговых листков. Москва никогда не против того, чтобы ее партнеры в любой ситуации сохраняли лицо. В отличие, увы, от этих самых «партнеров», считающих, что у самой России вместо лица рожа, в которую можно плевать сколько угодно.
Путин и Штайнмайер: отношения развивать готовы
Есть такое немецкое выражение: Ende gut, alles gut. Его дословный перевод: Конец хороший, всё хорошо. И есть практически аналогичное русское выражение: Всё хорошо, что хорошо кончается. Этим и руководствовались Путин и Штайнмайер, когда оказались лицом к лицу. Они подтвердили по итогам переговоров намерение работать над развитием отношений двух стран, несмотря на политические сложности.

Путин обратил внимание, что «российско-германские отношения не стоят на месте, и мы готовы сообща работать над дальнейшим их развитием». Глава российского государства отметил, что, несмотря на политические ограничения и вызванный ими спад в двусторонней торговле, Германия по-прежнему остается одним из ведущих внешнеэкономических партнеров и ключевых инвесторов в российскую экономику, причем рост двустороннего товарооборота возобновился.
Так, по его словам, «если в 2016 году взаимная торговля сократилась на 11%, то в январе-июле этого года она прибавила, причем сразу 25%», возросли также прямые инвестиции из Германии. Лишь за первый квартал этого года их объем значительно превысил показатель за весь 2016 год. В России по-прежнему работают свыше 5,5 тысяч немецких предприятий, суммарный оборот которых превышает 50 миллиардов долларов. Причем немецкий бизнес «настроен и далее расширять свою деятельность на российском рынке». Лишь в текущем году, напомнил Путин, в России заработало несколько новых заводов, построенных при участии немецких фирм, подписан контракт на запуск масштабного нефтехимического производства в Татарстане с объемом инвестиций в 10 миллиардов долларов.
Однако, понятно, что эти цифры могли бы быть в разы больше, если бы с политикой было все нормально. Поэтому Путин и заявил: «Позволю себе выразить надежду на то, что ваш визит поможет нам внести вклад в развитие наших двусторонних отношений и в укрепление наших межгосударственных связей». Глава российского государства дал понять, что видит в немецком госте не обладателя церемониального поста, а политика, который по-прежнему вовлечен во все процессы двусторонних отношений. То, что президента России окружали его помощник Юрий Ушаков и глава МИД Сергей Лавров, говорит о том, что вещи обсуждались очень серьезные, что это был не просто визит вежливости.
Это подтвердил и сам Штайнмайер, указавший, что Берлин и Москва должны «противодействовать отчуждению, которое имело место между нашими странами в последние годы».

«Я считаю необходимым использовать возможности для нас, в качестве президентов, продолжать диалог для того, чтобы пытаться определить, как мы можем добиться улучшения наших взаимоотношений, которыми мы сейчас не можем быть довольны», — сказал он. По словам Штайнмайера, «необходимо продолжать диалог, необходимы долгосрочные попытки с обеих сторон». Он добавил, что «в качестве федерального президента хотел бы внести вклад в улучшение взаимоотношений между Россией и Германией», многозначительно передав при этом Путину приветствие от федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Старт политического процесса
В общем, процесс пошел, причем процесс политический. Разумеется, стороны обсудили намного больше того, о чем рассказали на пресс-конференции, прощупали позиции друг друга, чтобы, не теряя лица, двигаться дальше. Поскольку российско-германское сближение (кошмар для англосаксов во все времена) выгодно обеим странам, а возможности США вставлять этому процессу палки в колеса сократились после неформального объявления войны и Берлину, и Брюсселю при администрации президента Трампа, можно с уверенностью прогнозировать, что дело пойдет на лад. Особенно когда этого желают и народы обеих стран. Да и России, чтобы лучше получалось развивать отношения с Китаем, хорошо иметь нормальные отношения с Европой и ее ведущей страной — ФРГ. Конкуренция это всегда хорошо.
Нет Комментариев