Лондон не может построить нормальных отношений с Москвой, сообщил глава британского МИД. Как раз перед визитом в Россию. Не очень оптимистичный фон для визита. Или Борис Джонсон страхуется, чтобы его не обвинили в том, что он «продался Кремлю»?
Ходят-бродят слухи в Британском королевстве об отставке слишком уж избыточно экстравагантного главы МИД Бориса Джонсона. Да что там слухи. Консерваторы прямо и без политеса предложили это сделать незамедлительно из-за ряда неуместных заявлений главного дипломата страны. Впрочем, Тереза Мей к такому крутому развороту явно не готова. Про нее-то такие же слухи ходят – мол, удалится от дел в скором времени. Правительство устало уже опровергать. А пока министр иностранных дел занимает свой пост, ему ли не сыпать истинами и откровениями. Язык – главное оружие дипломата. Работа такая. И, кстати, в этом смысле без российской темы никак не обойтись, слишком она востребованная. А спрос, как известно из базового курса экономики, который смело можно проецировать в последние годы уже и на политику, рождает предложение.
Великобритания не может построить нормальных отношений с «этой страной», заявил Джонсон. То бишь с Россией. Вот так, используя отстраненно-пренебрежительное «этой», и сказал. А ведь его ждут в российской столице ближе к Новому году. Когда у всех настроение праздничное и меньше всего хочется слышать и говорить неприятные слова. Впрочем, глава британского МИД дежурно молвил, что считает важным поддерживать диалог с Москвой. Исполнил, стало быть, расхожий словесный ритуал. В Вашингтоне, кстати, постоянно говорят примерно то же самое, делая все, чтобы российско-американские отношения деградировали до минимальных значений за всю историю. В общем, фраза Бориса Джонсона, точнее, первая и главная ее часть, как-то не настраивает на очень уж мажорные и большие ожидания от визита.
Или министр заранее страхуется, чтобы по возвращении на родину его не обвинили в том, что он «продался Кремлю»? Мол, вот моя позиция, смотрите, все видно, как на ладони: осуждаю за Сирию и Украину и не отступлю назад ни на шаг. И все-таки, не лучше ли Джонсону было удержаться? Сделать попытку? Вопрос, конечно, риторический и, по здравому разумению, лишенный всякого смысла. Мантры на то и мантры, чтобы их повторять и повторять. Однако, если серьезно, тематика-то предстоящих переговоров весьма обширна – и нормализация отношений Москвы и Лондона, и Иран, и глобальная безопасность. Так зачем начинать подготовку визита с таких категоричных формулировок? Мало того, что категоричных, но еще и способных запутать досужего наблюдателя. Джонсон подтвердил прежние заявления британских властей о том, что Лондон «не располагает никакими прямыми доказательствами причастности России к кибератакам» на Великобританию. Но тут же обвинил Москву в недружественном поведении. Поди разбери, что имеется в виду. Кстати, ранее МИД Соединенного Королевства уже заявлял, что Лондон не считает возможным вернуться к нормальным отношениям с Россией из-за разногласий по Сирии и Украине. В этой логике, стало быть, и визит никакой не нужен.
Впрочем, можно выступить и в качестве адвоката Бориса Джонсона, откинув некоторые напускные приличия и политические соображения. А ведь он прав. Не хочет Лондон нормальных отношений с Москвой, и никогда не хотел. Россия-то готова, а Великобритания – нет. Это исторический «диагноз». Достаточно вспомнить факты. Еще задолго до революции 1917 года в России Британские острова были «меккой» для беглых российских бунтарей и проштрафившихся чиновников. В советскую эпоху государства находились на двух враждующих геополитических полюсах.
Но и новейшая история не принесла заметной оттепели. И не в последнюю очередь из-за того, что Лондон с охотой и по сей день предоставляет политическое убежище тем, кто на родине признан преступниками. Достаточно вспомнить многочисленных беглых олигархов и весьма странное «дело Литвиненко», которое внесло немалый «вклад» в противостояние России и Соединенного Королевства. Британские власти бездоказательно отнесли убийство на счет Москвы, которая якобы мстила за предательство своего агента. Да много чего другого было, что четко демонстрирует: сдерживание России, противостояние с ней – долгосрочная, осмысленная политика Альбиона. Впрочем, диалог вести все-таки нужно. Тут Джонсон тоже прав. То есть, прав дважды. Под Новый год переговоры имеют шанс хотя бы не омрачить праздничное настроение. Если, конечно, Джонсон сумеет сбавить обороты.
Нет Комментариев