Узкая прослойка осевших в СМИ и культурной сфере медийных персонажей, для которых наше Отечество — «эта страна», наша Вера — мракобесие, наша история — «история рабства и тирании», а русский народ — «быдло и ватники», продолжает решать, кому работать-жить-творить в России

Он бесспорно согласился в бесполезности и комичности слова «отечество»; согласился и с мыслию о вреде религии, но громко и твердо заявил, что сапоги ниже Пушкина и даже гораздо. Его безжалостно освистали, так что он тут же публично, не сойдя с эстрады, расплакался.

Ф.М. Достоевский, «Бесы»

Публичное покаяние режиссера Юрия Быкова за снятый им шпионский сериал «Спящие» очередной раз продемонстрировало всем русским людям, кто, вопреки историческому и духовному контексту России, настойчиво желает и продолжает «рулить» мнениями в отдельно взятой стране. Нашей с вами стране, кстати.

Метания и рефлексии

Быков успел полюбиться, и это не преувеличение, отечественному зрителю острыми социальными драмами «Майор» и «Дурак». Первый фильм — о «ментовском беспределе», иначе и не скажешь, или же, выражаясь казенным языком, «о фактах коррупции и беззакония в отечественных правоохранительных органах». Второй — «Дурак» — уже о «чиновничьем беспределе», то есть о коррупции и круговой поруке в органах муниципальной власти. Также довольно благосклонно приняла публика и добротный, щекочущий нервы быковский криминальный сериал «Метод».

Само собой, что после «Майора» и «Дурака» Быкова заприметили профессиональные «борцы» с системой и кровавым режимом, хлопали его по плечу и говорили: вот, наш человек. И щедро использовали кадры из его картин, дабы показать, мол, вот как оно у нас, в нашем Мордоре, все, собственно, и происходит. Конечно, показанное в «Майоре» и рассказанное в «Дураке» — художественная гипербола. Но даже в нашей далекой от идеала правоохранительной и чиновничьей структуре подобные истории с многочисленными трупами ради нужных показателей — откровенные ЧП — редкие исключения, а не повседневная практика. Но новых друзей режиссера подобное не смущало. Показанному — верить!

Быков
Режиссер Юрий Быков на премьере своего фильма «Майор» в кинотеатре «35мм». Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Но потом автор вдруг начал отбиваться от рук, стал признаваться в интервью, что по мировоззрению он больше консерватор… И стал вдруг сочувствовать русским в Новороссии, особенно после сожжения людей в Одессе. И даже было собрался фильм снимать про войну в Донбассе. Что было бы очень кстати, поскольку таких фильмов у нас в России, как известно, всего два: один телевизионный — «Военный корреспондент», другой любительский — «Правда. Цель 102». На третий — «Гибель городов» — Фонд кино решил денег не давать, поскольку «Хип-хоп лезгинка» и «Матильда», по мнению его правления, для российского зрителя куда как важнее.

Быков уже было собрался снимать, да его отговорили соратники по протестным настроениям. Объяснили, что к чему. После чего рефлексирующий режиссер понял, что «не все так однозначно» и у «каждого своя правда». На самом деле «своя правда» есть даже у серийного маньяка, уничтожившего не один десяток людей — кому как режиссеру «Метода» этого не знать: например, отчим в детстве надругался или одноклассники в школе помочились на портфель… И, естественно, «своя правда» по разные стороны окоп случается в каждую войну, было так и в Великую Отечественную, и в Крымскую, и в Отечественную войну 1812 года. Вот только поэты в те времена были несколько из другого теста, «богатыри — не вы», и на дружественные наветы страдальцев по противоположному Русскому миру лагерю не особо велись.

А вот в Первую мировую войну кто-то повелся. И чем это закончилось — помним, знаем и до сих пор на своей шкуре чувствуем. И наш современник повелся. После, правда, принял предложение режиссера и актера Федора Бондарчука, выступившего в качестве продюсера и писателя, телеведущего и ресторатора Сергея Минаева, написавшего сценарий снять для Первого канала мини-сериал «Спящие». Как писал впоследствии оправдываясь сам Быков, только из желания «не допустить оранжевой революции» в России.

Сериал раздора

«Спящие» вышли в эфир. Про то, как вернувшийся в Москву после расстрела российского посольства в Ливии (был реальный исторический прецедент, правда, не с таким количеством убитых и пострадавших) сотрудник ФСБ столкнулся с заговором американских спецслужб, пожелавших сорвать судьбоносный российско-китайский газовый контракт. И по случаю разморозивших своих «спящих» агентов, интегрированных в различные слои российского общества, отсюда, собственно, и название. С заговором этим агенту ценой больших усилий и потерь справиться удалось, хотя дело дошло чуть ли не до майдана в Москве. И после выдворил врагов за пределы нашей державы, а кого-то прямиком в недружественную Украину, где майдан как раз удался. Что любопытно, среди организаторов московских беспорядков по сценарию фильма оказался и один принципиальный борец с коррупцией, весьма похожий на реального, уже не киношного борца с коррупцией, действия и позиция которого тоже на многое намекают…

О художественных достоинствах сериала, равно как о некоторых витиеватостях его сюжета, мы говорить не будем, ибо пресловутые борцы с кровавым режимом и системой предали его и его автора обструкции совсем не за то. А не понравилось им другое: борец с коррупцией похож на известного «борца с коррупцией», и правозащитники в фильме похожи на «правозащитников» в жизни, и светоч свободного мира, носитель, а скорее разносчик демократии США получились играющими на стороне тьмы. Как и есть в реальности. Ну как такое простить?

Как, например, простить фразу положительного героя «Спящих», повторимся, офицера ФСБ:

«Русский народ нищим в 90-е сделали вы, когда кричали про демократию, а под шумок забирали себе фабрики и заводы».

Вот и не простили.

«Не собираюсь тратить вечера на это дерьмо», — отозвался о ленте не потративший и часа дорогого личного времени на ее просмотр, но уже осудивший честь, ум и совесть эпохи, по версии либеральной общественности, а также большой друг русского народа Виктор Шендерович. Мужественный журналист Олег Кашин назвал сериал «экранизацией страхов и иллюзий Кремля», а большой любитель Украины, главред Sports.ru и блогер Юрий Дудь искренне посетовал на то, что «один из самых талантливых русских режиссеров снял стыдную пропагандистскую дешевку».

шенедерович
Виктор Шендерович. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Наконец, однофамилец теперь уже опального режиссера, небезызвестный автор саркастических виршей на злобу дня разразился по случаю чуть ли не целой поэмой.

И режиссера Быкова удалось уговорить и в этот раз, правда, уже не до, а после работы над картиной, но все же. Что вылилось в публичное самобичевание на его личной странице в одной из социальных сетей:

«Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись, — рвал, выражаясь фигурально, на себе одежды и посыпал голову пеплом режиссер. — Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране. Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придется уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить».

Можно, конечно, оставить Юрия Быкова наедине с его бесами, и тогда «покаяние» будет полным. А можно по-христиански помолиться за него, чтобы он, наконец, ПОНЯЛ и перестал слушать уговаривающих и вестись на желчь и яд «лучших умов страны», для которых наша Родина — не более чем «эта страна». В одном из интервью в свойственной ему манере сомневающегося и мятущегося человека режиссер признался, что понимает, что Бог есть, но чувствует, что это «что-то большее, чем старичок с бородой». Аналогичное не просто чувствуют, а знают наши православные соотечественники. А отсыл к «старичку» — это на самом деле воспоминания советского пионерского детства с его неуклюжей пропагандой безбожия. И вот если бы режиссеры знали и чувствовали то же самое, что знают и чувствуют наши воцерковленные православные соплеменники, то перестали бы шарахаться между «снимать про Донбасс» / «не снимать про Донбасс», а сняли бы правдиво, честно, по-русски. И не стыдились бы сериала про борьбу с американскими шпионами, потому как какие бы «майоры», «начальники» и «дураки» ни населяли наше Отечество, а шпионы эти, равно как и работающие в их интересах «борцы с коррупцией», были, есть и будут.

Макаревич
Музыкант Андрей Макаревич. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Но хочется отметить и вот еще какую деталь. Деталь, говорящую о нашей слабости. Слабости как народа. Например, артист Макаревич может отправиться в Донбасс для того, чтобы выступить перед бандеровскими карателями. Артист Макаревич может демонстративно отказаться от отмены своего концерта в день траура по погибшим в результате теракта в метро Санкт-Петербурга. Артист Макаревич может выдать спич, полный желчи и грязи в отношении конструктора самого лучшего русского оружия и памятника его создателю. Но песни этого артиста все равно будут звучать «из каждого утюга». В свою очередь, поэтесса Юнна Мориц может написать поэму в защиту сербов, а через несколько лет и стихи о восставшем Донбассе, и изо всех углов начнется шипение, что, мол, она «выжила из ума», «у нее старческая деменция» и «все, что она пишет, отношения к поэзии не имеет». И вот уже ряд известных журналов ее не печатает, ее творчество проходит мимо поэтических премий, ее не зовут на знаковые литературные тусовки.

Подобные сравнения можно продолжать и продолжать. С одной стороны, Ахеджакова и Ефремов, на которых льется золотой дождь званий, чьи концерты и спектакли свободно идут по всей стране. С другой стороны, Чичерина и Скляр, новые песни которых не ставят в ротации радиостанций, кого не приглашают на большие фестивали…

Борис Гребенщиков — еще один артист из Санкт-Петербурга, из числа единомышленников Макаревича, в последнее время ставший завсегдатаем украинских подземных переходов и частым гостем представителей нынешнего украинского политического бомонда, когда-то спел песню «Пора вернуть эту землю себе!» Нужно признать, у него и ему подобных это получается, наша земля становится их землей, где они устанавливают собственные правила для всех и по сей день решают, извращая замысел Достоевского, кто «тварь дрожащая», а кто «право имеет».

Но это неправильно. На самом деле это наша земля. По праву. По истории. По духу. И никто кроме нас не имеет права решать, что делать на ней. Поэтому давайте, в свою очередь, уже вернем ее себе. И будем снимать на ней свои фильмы, писать свои стихи, петь свои песни. Без оглядки на смешки, визги и проклятия.