Узкая прослойка осевших в СМИ и культурной сфере медийных персонажей, для которых наше Отечество — «эта страна», наша Вера — мракобесие, наша история — «история рабства и тирании», а русский народ — «быдло и ватники», продолжает решать, кому работать-жить-творить в России
Он бесспорно согласился в бесполезности и комичности слова «отечество»; согласился и с мыслию о вреде религии, но громко и твердо заявил, что сапоги ниже Пушкина и даже гораздо. Его безжалостно освистали, так что он тут же публично, не сойдя с эстрады, расплакался.
Ф.М. Достоевский, «Бесы»
Публичное покаяние режиссера Юрия Быкова за снятый им шпионский сериал «Спящие» очередной раз продемонстрировало всем русским людям, кто, вопреки историческому и духовному контексту России, настойчиво желает и продолжает «рулить» мнениями в отдельно взятой стране. Нашей с вами стране, кстати.
Метания и рефлексии
Быков успел полюбиться, и это не преувеличение, отечественному зрителю острыми социальными драмами «Майор» и «Дурак». Первый фильм — о «ментовском беспределе», иначе и не скажешь, или же, выражаясь казенным языком, «о фактах коррупции и беззакония в отечественных правоохранительных органах». Второй — «Дурак» — уже о «чиновничьем беспределе», то есть о коррупции и круговой поруке в органах муниципальной власти. Также довольно благосклонно приняла публика и добротный, щекочущий нервы быковский криминальный сериал «Метод».
Само собой, что после «Майора» и «Дурака» Быкова заприметили профессиональные «борцы» с системой и кровавым режимом, хлопали его по плечу и говорили: вот, наш человек. И щедро использовали кадры из его картин, дабы показать, мол, вот как оно у нас, в нашем Мордоре, все, собственно, и происходит. Конечно, показанное в «Майоре» и рассказанное в «Дураке» — художественная гипербола. Но даже в нашей далекой от идеала правоохранительной и чиновничьей структуре подобные истории с многочисленными трупами ради нужных показателей — откровенные ЧП — редкие исключения, а не повседневная практика. Но новых друзей режиссера подобное не смущало. Показанному — верить!

Но потом автор вдруг начал отбиваться от рук, стал признаваться в интервью, что по мировоззрению он больше консерватор… И стал вдруг сочувствовать русским в Новороссии, особенно после сожжения людей в Одессе. И даже было собрался фильм снимать про войну в Донбассе. Что было бы очень кстати, поскольку таких фильмов у нас в России, как известно, всего два: один телевизионный — «Военный корреспондент», другой любительский — «Правда. Цель 102». На третий — «Гибель городов» — Фонд кино решил денег не давать, поскольку «Хип-хоп лезгинка» и «Матильда», по мнению его правления, для российского зрителя куда как важнее.
Быков уже было собрался снимать, да его отговорили соратники по протестным настроениям. Объяснили, что к чему. После чего рефлексирующий режиссер понял, что «не все так однозначно» и у «каждого своя правда». На самом деле «своя правда» есть даже у серийного маньяка, уничтожившего не один десяток людей — кому как режиссеру «Метода» этого не знать: например, отчим в детстве надругался или одноклассники в школе помочились на портфель… И, естественно, «своя правда» по разные стороны окоп случается в каждую войну, было так и в Великую Отечественную, и в Крымскую, и в Отечественную войну 1812 года. Вот только поэты в те времена были несколько из другого теста, «богатыри — не вы», и на дружественные наветы страдальцев по противоположному Русскому миру лагерю не особо велись.
А вот в Первую мировую войну кто-то повелся. И чем это закончилось — помним, знаем и до сих пор на своей шкуре чувствуем. И наш современник повелся. После, правда, принял предложение режиссера и актера Федора Бондарчука, выступившего в качестве продюсера и писателя, телеведущего и ресторатора Сергея Минаева, написавшего сценарий снять для Первого канала мини-сериал «Спящие». Как писал впоследствии оправдываясь сам Быков, только из желания «не допустить оранжевой революции» в России.
Сериал раздора
«Спящие» вышли в эфир. Про то, как вернувшийся в Москву после расстрела российского посольства в Ливии (был реальный исторический прецедент, правда, не с таким количеством убитых и пострадавших) сотрудник ФСБ столкнулся с заговором американских спецслужб, пожелавших сорвать судьбоносный российско-китайский газовый контракт. И по случаю разморозивших своих «спящих» агентов, интегрированных в различные слои российского общества, отсюда, собственно, и название. С заговором этим агенту ценой больших усилий и потерь справиться удалось, хотя дело дошло чуть ли не до майдана в Москве. И после выдворил врагов за пределы нашей державы, а кого-то прямиком в недружественную Украину, где майдан как раз удался. Что любопытно, среди организаторов московских беспорядков по сценарию фильма оказался и один принципиальный борец с коррупцией, весьма похожий на реального, уже не киношного борца с коррупцией, действия и позиция которого тоже на многое намекают…
О художественных достоинствах сериала, равно как о некоторых витиеватостях его сюжета, мы говорить не будем, ибо пресловутые борцы с кровавым режимом и системой предали его и его автора обструкции совсем не за то. А не понравилось им другое: борец с коррупцией похож на известного «борца с коррупцией», и правозащитники в фильме похожи на «правозащитников» в жизни, и светоч свободного мира, носитель, а скорее разносчик демократии США получились играющими на стороне тьмы. Как и есть в реальности. Ну как такое простить?
Как, например, простить фразу положительного героя «Спящих», повторимся, офицера ФСБ:
«Русский народ нищим в 90-е сделали вы, когда кричали про демократию, а под шумок забирали себе фабрики и заводы».
Вот и не простили.
«Не собираюсь тратить вечера на это дерьмо», — отозвался о ленте не потративший и часа дорогого личного времени на ее просмотр, но уже осудивший честь, ум и совесть эпохи, по версии либеральной общественности, а также большой друг русского народа Виктор Шендерович. Мужественный журналист Олег Кашин назвал сериал «экранизацией страхов и иллюзий Кремля», а большой любитель Украины, главред Sports.ru и блогер Юрий Дудь искренне посетовал на то, что «один из самых талантливых русских режиссеров снял стыдную пропагандистскую дешевку».

Наконец, однофамилец теперь уже опального режиссера, небезызвестный автор саркастических виршей на злобу дня разразился по случаю чуть ли не целой поэмой.
И режиссера Быкова удалось уговорить и в этот раз, правда, уже не до, а после работы над картиной, но все же. Что вылилось в публичное самобичевание на его личной странице в одной из социальных сетей:
«Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись, — рвал, выражаясь фигурально, на себе одежды и посыпал голову пеплом режиссер. — Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране. Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придется уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить».
Можно, конечно, оставить Юрия Быкова наедине с его бесами, и тогда «покаяние» будет полным. А можно по-христиански помолиться за него, чтобы он, наконец, ПОНЯЛ и перестал слушать уговаривающих и вестись на желчь и яд «лучших умов страны», для которых наша Родина — не более чем «эта страна». В одном из интервью в свойственной ему манере сомневающегося и мятущегося человека режиссер признался, что понимает, что Бог есть, но чувствует, что это «что-то большее, чем старичок с бородой». Аналогичное не просто чувствуют, а знают наши православные соотечественники. А отсыл к «старичку» — это на самом деле воспоминания советского пионерского детства с его неуклюжей пропагандой безбожия. И вот если бы режиссеры знали и чувствовали то же самое, что знают и чувствуют наши воцерковленные православные соплеменники, то перестали бы шарахаться между «снимать про Донбасс» / «не снимать про Донбасс», а сняли бы правдиво, честно, по-русски. И не стыдились бы сериала про борьбу с американскими шпионами, потому как какие бы «майоры», «начальники» и «дураки» ни населяли наше Отечество, а шпионы эти, равно как и работающие в их интересах «борцы с коррупцией», были, есть и будут.

Но хочется отметить и вот еще какую деталь. Деталь, говорящую о нашей слабости. Слабости как народа. Например, артист Макаревич может отправиться в Донбасс для того, чтобы выступить перед бандеровскими карателями. Артист Макаревич может демонстративно отказаться от отмены своего концерта в день траура по погибшим в результате теракта в метро Санкт-Петербурга. Артист Макаревич может выдать спич, полный желчи и грязи в отношении конструктора самого лучшего русского оружия и памятника его создателю. Но песни этого артиста все равно будут звучать «из каждого утюга». В свою очередь, поэтесса Юнна Мориц может написать поэму в защиту сербов, а через несколько лет и стихи о восставшем Донбассе, и изо всех углов начнется шипение, что, мол, она «выжила из ума», «у нее старческая деменция» и «все, что она пишет, отношения к поэзии не имеет». И вот уже ряд известных журналов ее не печатает, ее творчество проходит мимо поэтических премий, ее не зовут на знаковые литературные тусовки.
Подобные сравнения можно продолжать и продолжать. С одной стороны, Ахеджакова и Ефремов, на которых льется золотой дождь званий, чьи концерты и спектакли свободно идут по всей стране. С другой стороны, Чичерина и Скляр, новые песни которых не ставят в ротации радиостанций, кого не приглашают на большие фестивали…
Борис Гребенщиков — еще один артист из Санкт-Петербурга, из числа единомышленников Макаревича, в последнее время ставший завсегдатаем украинских подземных переходов и частым гостем представителей нынешнего украинского политического бомонда, когда-то спел песню «Пора вернуть эту землю себе!» Нужно признать, у него и ему подобных это получается, наша земля становится их землей, где они устанавливают собственные правила для всех и по сей день решают, извращая замысел Достоевского, кто «тварь дрожащая», а кто «право имеет».
Но это неправильно. На самом деле это наша земля. По праву. По истории. По духу. И никто кроме нас не имеет права решать, что делать на ней. Поэтому давайте, в свою очередь, уже вернем ее себе. И будем снимать на ней свои фильмы, писать свои стихи, петь свои песни. Без оглядки на смешки, визги и проклятия.
Нет Комментариев