Военная техника турецкой армии вошла в сирийскую провинцию Идлиб. Ранее Турция провела разведывательную операцию в этом районе для обустройства наблюдательных пунктов

По результатам переговоров между Россией, Ираном и Турцией с мая в Сирии создаются четыре зоны деэскалации, три из которых (в Восточной Гуте, в районе Хомса и на юго-западе страны) уже функционируют.

Нынешние действия турецкого руководства — это последовательная реализация части договоренностей, которые достигли стороны в Астане.

Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым пояснил, что Анкара действует в рамках соглашений в Астане и координирует свои действия с Москвой. Он отметил, что части Вооруженных сил Турции будут размещены внутри зоны деэскалации в Идлибе, а российские силы — по внешнему периметру зоны. Скорее всего, такого рода договоренность была достигнута на недавней встрече Владимира Путина и Реджепа Эрдогана.

Действия Турции должны насторожить проамериканских курдов в соседнем регионе Африн, который находится в двух часах езды от Идлиба. Анкара планирует блокировать эту территорию, чтоб не допустить укрепления позиций курдских соединений, а в лучшем случае осуществить полную зачистку Африна, отрезанного от остальной Сирии.

Эксперты указывают на то, что, войдя в Идлиб, турецкая сторона берет на себя ответственность за происходящее в зоне деэскалации. По различным каналам поступает информация о том, что турецким военным удалось договориться с боевиками из группировки «Хайят Тахрир-аль Шам», созданной бывшими участниками «Джебхат ан-Нусры», которая запрещена на территории нашей страны.

Сам собой напрашивается вывод о том, что контроль над этой группой берет на себя турецкая сторона. Ранее эта «обязанность» негласно лежала на монархиях залива. Таким образом, джихадисты должны фактически присягнуть Анкаре и значительно скорректировать свою модель поведения в регионе.

Впрочем, и для самой Анкары это также может обернуться серьезными проблемами. Если она жестко не подчинит боевиков себе и не принудит их к миру, Запад может воспользоваться этим фактором и разжечь конфликт между Россией и Турцией, поскольку в глазах Москвы именно Анкара теперь будет ответственна за боевиков, которые могут продолжить устраивать провокации. Стоит учитывать, что США и НАТО никогда не упускают возможности вбить клин в российско-турецкие отношения, что показательно продемонстрировали провокации со сбитым СУ-24 и убийством российского посла в Анкаре.

В любом случае ситуация в Идлибе — это хорошая проверка для дипломатических и военно-политических связей, которые были налажены после охлаждения отношений между Москвой и Анкарой. Если стороны выдержат проверку, шансы на успех возрастут на порядок.