На прошедшем недавно Госсовете по спорту Владимир Путин хлестко стеганул руководителя «Зенита» Сергея Фурсенко по поводу восьми легионеров в составе на недавнем матче Лиги Чемпионов
Я долго силился понять истинный смысл этого Госсовета, с учетом того, что Путин в последние годы не произносит ни одного слова, которое бы не имело за собой смысла, а главное действия. Однако ставший уже сплошным мемом диалог с Фурсенко, обозначил если не движение, так направление – российский футбол потихоньку должен прекратить приобретать за счет госкорпораций и федерально-региональных бюджетов дорогостоящих легионеров, и вообще, в принципе, содержать профессиональный футбол.
Незадолго до Госсовета пробный шар запустил весьма значимый функционер РФС Сергей Анохин, которого принято считать голосом президента РФС и вице-премьера Виталия Мутко, тогда, когда необходимо прокачать социологию футбола. Анохин как раз и заявил, как бы частным порядком и как бы вдруг ни с того, ни с сего, что отечественному футболу предстоит избавление от помощи государственных органов власти и корпораций, и дальнейший переход к самостоятельному выживанию с помощью коммерческих спонсоров. Ну и про молодых игроков упомянул тоже.
Очевидно, что вектор на Госсовете выработан все же был. А как его не выработать, если сейчас веером слетают со своих постов губернаторы, меняется власть в регионах и в силовых структурах, принимаются радикальные решения по тем, кто не слишком торопиться исполнять решения, да еще и в предвыборный период.
Суть решений нам озвучат вероятнее всего после Чемпионата Мира-2018. Решения могут быть объективно как хороши для нашего футбола, так объективно и плохи.
Хорошая новость состоит в том, что, как мы уже упоминали, благодаря перекрытию крана бездонного госфинансирования, клубы российского чемпионата, наконец-то начнут шевелиться по части поиска собственных скрытых резервов из своих же молодежных составов и дублей, академий и ДЮСШ. Это станет стимулом для сотен молодых игроков, полирующих лавки заиграть в основе и потенциально претендовать на места в различных сборных России.
Уверен, дело ведь не в пресловутом лимите на легионеров – он как та поговорка про советского футболиста Гаврилова: не знаешь, куда деть мяч, отдай его Гаврилову. У нас так тоже: не знаешь причину проблем русского футбола, вспомни про лимит и придет великое благоденствие. ЦСКА лимит не помешал в деле выпуска на поле целой группы перспективной молодежи, которая уже вовсю забивает за красно-синих в Лиге Чемпионов.
А вот «Спартаку» и «Краснодару» лимит никак не способствовал привлечению своей молодежи. В основе выходит по одному своему воспитаннику в лучшем случае, и это при том, какая классная школа у «Спартака», и какая шикарная академия у «Краснодара».

Предвижу цель государства – опосредованно, чтобы не заподозрил УЕФА, очень не любящий государственного вмешательства в дела футбола, сломать через колено узурпированную, закостеневшую, откатно-коррупционную систему нынешнего российского футбола. Что с этой системой делать до этого в течение последних примерно 12 лет, не знал, или не рисковал внедрять, ни один из президентов РФС, среди которых были два участника Госсовета – Мутко и Фурсенко. Очевидно, что делать это чиновники могут только с санкции Царя.
А теперь поговорим о минусах подобного решения. Они есть и существенные. Если окончательно перекрыть кран госфинансирования, то мы можем лишиться до 70-80% всех футбольных клубов страны. Не стоит здесь ухмыляться, ибо даже клубы Бундеслиги, Ла-Лиги и Серии «А» не могут существовать без субсидий регионов, муниципалитетов и крупных производств, в том числе и с госучастием. Найти коммерческого спонсора в регионах в настоящее время, когда все считают каждую копейку, сложно. Утверждение ура-радикалов, что играть только собственными воспитанниками – это круто, самой своей жизнью опровергла томская «Томь», в позапрошлом сезоне оставшаяся без финансирования и выставившая исключительно своих воспитанников 19-20 лет. Итог – последнее место и вылет из премьер-лиги в ФНЛ, да еще и с позорным результатом.
Еще один минус – если из футбола уходят большие деньги, то как это парадоксально, из футбола уходят другие большие деньги (в виде прайсов за трансляции, которые могут стремительно обесцениться, ибо показывать 16 «Томей» мало кому интересно), а также – интерес болельщиков. Болельщик идет не только на бренд клуба, но и на имена. На хороших футболистов, на громкие афиши. И это тоже надо учитывать.
Я – за изменение сути нашего футбола, но и против махания шашкой. Не будем забывать, что достойно выступать в той же Лиге Чемпионов можно только при наличии сильного состава и немалых денег. А те, кто играет только своими воспитанниками и плохенькими легионерами, например, клубы Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Сербии, Хорватии и далее по списку, не купающиеся в роскоши, занимают позиции стоящих очереди в барской парадной. Увы, но это тоже очень серьезный факт.
И в конце примечательная деталь. Сегодня, 6 октября, съемочная группа программы «Фанзона» едет делать сюжет о молодежной сборной России, которой предстоит сыграть отборочный матч с Австрией. И вот… Играть «молодежка», по сути вторая по значимости сборная в стране, будет в рабочее время в 15:00 на маленьком стадиончике «Октябрь» в Москве. Скажите, много придет болельщиков посмотреть на такой матч? Вот вам и о том, как у нас ценят молодежь…
Нет Комментариев