Король Испании пообещал обеспечить «конституционный порядок в Каталонии», а лидер сепаратистов — объявить о независимости региона в течение нескольких дней
После незаконного референдума о независимости Каталонии и смене в ней формы правления с монархии на республику Испания застыла в преддверии едва ли не гражданской войны. Попытавшись сорвать скандальный плебисцит неуклюжими, половинчатыми полицейскими мерами, Мадрид лишь сыграл на руку каталонским сепаратистам, которым удалось представить себя жертвами испанского «деспотизма» и заручиться широкой международной симпатией. Разумеется, не в России. Триумф сепаратистов, превративших «референдум меньшинства» в широкий народный плебисцит в свою пользу, конфуз отстаивавших правое дело и действовавших по закону центральных испанских властей, получивших лишь формальную поддержку от ЕС и ведущих европейских стран, не составляли, однако, полноты картины. Потому что, несмотря на зашкаливавшие страсти и эмоции, безмолвствовала ключевая фигура каталонского кризиса – король Испании Филипп VI.
Слово короля
И вот король, наконец, сказал свое слово: они не пройдут. Очевидно, это далось ему не просто. Но это именно то, что ожидали от него испанские патриоты, которых много и в Каталонии.
В телеобращении к испанской нации монарх назвал попытку региональных властей добиться независимости Каталонии «незаконной и недемократичной». Король пообещал в этой связи обеспечить «конституционный порядок в Каталонии», заверив жителей региона, что они могут рассчитывать на поддержку своего государства.
Король подчеркнул, что каталонские власти, проведя референдум, сами вывели себя «за рамки закона и демократии», поставили под угрозу экономическую стабильность региона и всей страны. «Пытаясь сломить единство Испании и национальный суверенитет», они систематически нарушали закон, демонстрируя «недопустимую нелояльность» и «вызвав раскол» в обществе, указал монарх.
Филипп VI дал ясно понять, что ничего подобного он больше не допустит, что конституционный порядок в Каталонии будет восстановлен.
«Это сложная ситуация, но мы ее преодолеем, – заверил король. – Мы верим в нашу страну».
Некоторые наблюдатели не преминули обратить внимание, что с подобных призывов о необходимости наведения конституционного порядка начиналось и в так называемом АТО в Донбассе…
На псевдореферендуме в Каталонии, прошедшем в воскресенье, за независимость региона от Испании выступили почти 90% жителей автономии при явке в 42%. Никаким демократическим нормам голосование, впрочем, не отвечало: многие избирательные участки не работали, бюллетени скачивались из интернета, люди голосовали где и как попало, нередко без документов и по нескольку раз. Демократией это действительно не назовешь. Это – анархия. Недаром годы Гражданской войны в Испании (1936-1939) республиканская Каталония была оплотом анархистов.
Ответ Пучдемона
Однако сепаратистские власти Каталонии не испугались испанского монарха, рассчитывая, видимо, что их могущественные, держащиеся в тени покровители не допустят «АТО» в Каталонии, это же не Украина, поскольку идея регионализации Евросоюза, встроенного в глобалистский проект, становится все более популярной в Брюсселе.

Карлес Пучдемон в первом после незаконного плебисцита интервью Би-би-си сообщил, что правительство автономной области начнет работу в конце нынешней или в начале следующей недели, поскольку подсчет голосов еще якобы не завершен, и тогда объявит о «независимости».
Лидер сепаратистов заявил, что «каждая ошибка Мадрида делает нас сильнее», и если Испания начнет наводить порядок в Каталонии, арестует его и других активистов сепаратистского движения, это будет «ошибкой, которая изменит все».
Что он имеет в виду?
Что это может означать? Судя по всему, интернационализацию конфликта. Хотя лидеры Германии и Франции заверили премьер-министра Мариано Рахоя, что считают события в Каталонии «внутренним делом» Испании, выступают за территориальную целостность королевства (ЕС также нехотя подтвердил это), в европейских столицах, влиятельные международные и так называемые правозащитные организации, большинство мейнстримных СМИ толкают Мадрид на переговоры с Барселоной, уступки сепаратистам. Поэтому если после объявления «независимости» Каталонии Испания ликвидирует автономию региона, Мадрид может вполне лишиться этой символической поддержки. И с ним в Европе начнут говорить совсем другим языком. Как будто критикам не приходит в голову, что требования переговоров и уступок, прежде всего, легитимизируют сепаратистов. В любом случае делают будущий уход Каталонии из Испании лишь вопросом ближайшего времени. Как и развал страны в целом. Поскольку созданным прецедентом захотят воспользоваться и другие испанские регионы, в некоторых из которых, как, например, у басков, развит сепаратизм.
Собственно, смена тона уже происходит. В Европе и мире множатся требования провести расследование и наказать сотрудников сил безопасности, защищавших конституционный порядок в ходе незаконного «референдума» в Каталонии. Причем тогда, когда уже вполне вскрылись подтасовки сепаратистов с числом якобы пострадавших от полицейского насилия граждан, которое было сильно преувеличено, и наоборот, истинного числа пострадавших в столкновениях с «мирными манифестантами» сотрудников правоохранительных органов – речь идет не о десятках, а о нескольких сотнях человек! Понятно, что «расследования» будут однобокими и вполне в духе сепаратистской версии, которую европейские СМИ уже сделали практически официальной.
Что пишут о Каталонии западные СМИ
Западные СМИ, естественно, не придерживаются насчет событий вокруг Каталонии и вокруг нее единого мнения. Мнения разные: виноваты все. Но кто больше? Немецкая «Франкфуртер альгемайне цайтунг» полагает, что это все-таки Барселона: «Разве могло бы считаться демократичным государством Каталония, лидеры которого поставили себя выше закона на пути к независимости? В этом противостоянии право на стороне испанского правительства. Оно защищает в Каталонии один из основополагающих принципов демократии: политики должны подчиняться законам и судам… Склеить разбитую чашу будет сложно. Обеим сторонам трудно будет выходить из тупика, не потеряв лица. В Испании нет инстанции, которая могла бы выступить в качестве посредника. Не может выступить в этой роли и ЕС. Евросоюз не может – да и не должен – делать ничего иного, кроме как поддерживать испанское правительство, так как на его стороне право».

С изданием вроде бы солидарна в оценке испанского «референдума» другая немецкая газета – «Цайт»: «Поскольку в хаосе каждый выбирал, где мог, никто не знает, какие голоса были отданы в соответствии с правилами, а какие посчитаны дважды. Поскольку по меньшей мере 58% каталонцев остались дома, результат в якобы 90% мало показателен: выбирать шли убежденные сепаратисты». Однако вывод из этого справедливого суждения делается ложный: «Долгое время Берлин и Брюссель усматривали в происках сепаратистов фольклор, а потом — внутрииспанский конфликт, в который никто не вмешивался. ЕС не должен допустить, чтобы репрессии со стороны Мадрида и холодный расчет на нарушение права со стороны Каталонии служили примером». Газета крайне неодобрительно пишет о том, что в Мадриде есть люди, считающие, «что в случае необходимости в сепаратистский регион необходимо отправить танки».
«Будь-то упрямство, введение в заблуждение или просто политическая некомпетентность, события в Каталонии пожароопасны не только для стабильности Испании, но и для Европы. И правительство Рахоя, которое 1 октября 2017 года убедительно показало это всему миру, далеко от тушения пожара. Оно только подливает масло в огонь», — пишет немецкая газета «Вельт». «Правительство в Мадриде утверждает, что никакого настоящего референдума не было, а Барселона говорит, что они его выиграли. Единственным выходом из этого кризиса, – продолжает издание, – был бы диалог, переговоры, готовность пойти на компромиссы. Но и в Барселоне, и в Мадриде от этого далеки как никогда. Цирк продолжается».
Британская «Файнэншл таймс» пишет: «Две недели назад Рахой мог убедительно рассказывать, что парламент Каталонии нарушает Конституцию. Воскресное насилие заметно усложнило для него ситуацию».
Лондонская «Таймс» предупреждает, что намерение Мадрида прибегнуть к жёстким мерам, чтобы удержать Каталонию, может лишь укрепить стремление каталонцев к «независимости», для чего им придется «нарушить целостность испанского государства» и «запустить цепную реакцию по всей Европе».
Французская «Монд» считает, что «1 октября проиграл и Мадрид, и Барселона». Другая французская газета «Либерасьон» предостерегает Испанию не избирать «кровавый путь, который ей слишком хорошо знаком».
Американское агентство «Блумберг» отмечает: «В сопротивлении Каталонии Испания может винить только саму себя. Рахой дал каталонским сепаратистам тот самый театральный эффект для кампании, которая не так давно казалась сумасбродной. Что бы ни произошло дальше, выступающие за независимость силы в Каталонии получили мощный импульс, тогда как правительство Рахоя в глазах многих потеряло свою легитимность».
Чего следует ждать?
Эта выборка из западных СМИ показывает общее настроение, а именно, что намерение Мадрида навести конституционный порядок в Каталонии будет воспринято в штыки, коль скоро испанцев уже представляют как «мясников». Судя по всему, Пучдемону и его сепаратистским коллегам, регион которых очень напоминает Украину или Грузию перед ликвидацией СССР, известен сценарий, по которому будут развиваться события, но ему по-прежнему хочется войти в историю. Его не смущает, что в нее можно войти разными способами, и что каталонцы – и все остальные испанцы – проклянут потом тех, кто втравил их в эту авантюру.
Что же касается государственных сил Испании, то от них теперь требуются твердость и мужество. Может быть, предстоящее испытание позволит им стряхнуть с себя нынешнюю изнеженность и вновь стать теми внушавшими окружающим уважение своей смелостью и доблестью испанцами, которые запечатлелись в веках европейской и мировой истории. Им пора также вспомнить старый лозунг испанских монархистов: «Бог, Родина и Король». Почти как русский – «За веру, Царя и Отечество».
Нет Комментариев