В древних, примитивных религиях, когда люди уже спустились с деревьев, но недалеко ушли от высших приматов, большой популярностью пользовались ритуальные действия с изображениями врагов из соседнего леса или животных – потенциальной добычи охотников.

Захотелось шаману тушеной в пальмовых листьях животинки (это такое сало, слегка порченное мясом), нарисовал он дикого кабана на песке и давай в бубен бить. А все вокруг прыгают, поют бравурные песни и тычут копьями в рисунок.

Всё – охота будет удачной!

Ну а кто плохо прыгал, получал бубном в бубен – чтобы другим неповадно было и, чтобы было на кого потом списать неудачную охоту или успешное наступление путем бегства из окружения.

В наши дни отголоски таких ритуалов сохранились в виде попыток возвращения подгулявшего зятя в семью по фотографии или очень милого обычая среди жителей Филиппин – терзание видеокассеты, где заснята вредная теща или самый страшный враг любого обывателя – сосед. Ну, потому что у соседа всегда (!) поросенок толще, а у его жены целлюлита на попе меньше.

Все эти попытки на третий год объявить кому-то войну без объявления войны, избиения кувалдами памятников, переименования, запреты ленточек или сожжение чучела Путина – что недавно имело место быть в Одессе, все это оттуда – из седой, примитивной древности. Только сегодня, вместо бубна – телевизор.

А когда Петр Алексеевич с трибуны вещает – с гордостью! – о количестве снесенных памятников Ленину, он похож на того самого шамана. Вот только вместо животинки ему хочется человеческого мяса. А так ничего не поменялось!

Алексей Куракин