Практическая реализация этого глобалистского проекта во многом зависит от ФРГ, которая в целом поддерживает его, но руки Берлина связаны политической неопределенностью из-за ослабления позиций Меркель после выборов в бундестаг

Бурные события в Испании и наступавшие выходные заслонили значение и решения, принятые на завершившемся в минувшую пятницу в Таллине первом в истории Евросоюза саммите по цифровым технологиям, на котором также был принципиально одобрен амбициозный план президента Франции по ускоренному созданию супергосударства в Европе.

Немного предыстории

Этот план был обозначен в недавней речи французского президента Эммануэля Макрона в Сорбонне и сделанных им в ее развитие заявлений. Их смысл заключался в том, что европейские страны уже не могут в одиночку противостоять современным вызовам, поэтому необходимо совместно решать проблемы безопасности и обороны, миграции, вопросы развития экономики, борьбы с изменением климата, развития цифровых технологий. Для этого необходим единый бюджет, в том числе оборонный, общая военная доктрина ЕС. Важным шагом на пути к этому, по мнению президента Франции, который мыслит именно себя ключевой фигурой евроинтеграции, является образование к 2020 году общих европейских сил быстрого реагирования. Он выступил также за создание академии разведслужбы, антитеррористической прокуратуры и сил гражданской защиты ЕС. В миграционной сфере Макрон предложил усовершенствовать процедуру предоставления убежища, учредить единое европейское бюро по вопросам предоставления убежища и общую европейскую пограничную полицию. Макрон предложил также ввести должность контролирующего исполнение общего бюджета европейского министра финансов, гармонизировать корпоративный налог, установить минимальный размер оплаты труда в каждой стране, создать единые механизмы контроля за продовольственной безопасностью в ЕС. Он предложил шире открыть двери ЕС для балканских стран, чтобы они не повернулись в сторону России и Турции…

План Макрона будет реализовываться?

Иными словами, президент Франции выдвинул амбициозную программу превращения ЕС из объединения федеративно-конфедеративного типа в унитарную структуру, супергосударство. Эти предложения были встречены руководством ЕС в целом позитивно, хотя и сочтены, как в Брюсселе, так и в ФРГ, где должны были вот-вот состояться всеобщие выборы, несколько радикальными и не полностью приемлемыми. Однако теперь, завершая таллинский форум, председатель Европейского совета Дональд Туск сообщил, что начинает работу по согласованию и разработке практической программы реформирования ЕС, базирующейся именно на видении Макрона, которую поддержал и председатель Европарламента Антонио Таяни.

По словам Туска, он уже провел консультации с лидерами ФРГ, Эстонии, Болгарии и Румынии, в ближайшие недели обсудит эти вопросы с руководством всех лидеров стран сообщества, после чего предложит «очень конкретный план работы, включающий ряд решений, которые будет необходимо принять на саммитах ЕС в следующем году».

Председатель Европейского совета пообещал «сохранить единство ЕС», а глава Европарламента указал на необходимость реформ, чтобы «изменить многие вещи в Европе». Речь будет идти о попытке практического воплощения плана Макрона. Непосредственно перед таллинским саммитом президент Франции заявил, что «Европа должна двигаться быстрее и сильнее, чтобы укрепить суверенитет, единство и демократию», и что сейчас «есть общий консенсус продвинуться вперед». По его мнению, это необходимо для того, чтобы укрепить европейский проект, выйти из кризиса, вызванного Brexit, и в условиях усиления Китая и изоляционистской политики США «привить» Европу от «угрозы» национализма и популизма. Макрон предупредил, что «национализм зажег костер, на котором Европа может сгореть».

Макрон
Ставленник глобалистов президент Франции Эммануэль Макрон: «Национализм зажег костер, на котором Европа может сгореть». Фото: www.globallookpress.com

Мини-победа Макрона

Победой Макрона, достигнутой уже сейчас, можно считать заявление по итогам саммита в Таллине главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о том, что уже в октябре ЕС «приступит к разработке общеевропейского налога на цифровые корпорации», идею введения которого поддерживают 19 стран-членов сообщества. Он подвел, таким образом, итог состоявшегося на форуме обсуждения того, как построить в ЕС «цифровое общество» и превратить сообщество в глобального лидера в этой сфере к 2025 году. Макрон, со своей стороны, призвал к «амбициозному регулированию» таких цифровых гигантов как Apple, Google, Facebook. Таяни добавил в этот список Amazon и Alibaba, заявив, что эти компании-гиганты работают в Европе «без правил»: это мешает конкуренции, и уже в будущем году данная ситуация будет изменена.

«Для нас также невозможно принять то, что такие действия убивают нашу культурную идентичность, убивают наши индустрии кино, литературы, а также туризм», — пожаловался ТАСС, бросив камень в американский огород, председатель Европарламента Антонио Таяни.

Реализация стратегии Единого цифрового рынка, начавшаяся в 2015 году, как рассчитывают в Брюсселе, может ежегодно приносить экономике ЕС 415 миллиардов евро и способствовать созданию сотен тысяч новых рабочих мест…

Юнкер тоже хочет единой Европы, но не так быстро

Разница между Макроном и Юнкером заключается, пожалуй, в том, что второй хочет того же, но, не раз обжегшись за свою долгую карьеру, предлагает идти к единой конечной цели более осторожно. Глава ЕК, выступая 13 сентября в Европарламенте с ежегодным посланием о положении дел в Евросоюзе, призвал европейцев «поднимать якорь и ставить паруса», «смело» двигаясь к федерализации. Юнкер, выступая на немецком и французском языках и демонстративно отказавшись употреблять английский, предложил евродепутатам поставить во главе сообщества одного президента, членов Европарламента выбирать по транснациональным спискам, сделать евро, которым пока пользуются 19 из 28 стран ЕС, по-настоящему единой валютой. Юнкер анонсировал меры по повышению конкурентоспособности промышленности, обеспечению единых стандартов на рынке труда, развитию и укреплению торговых отношений ЕС с зарубежными странами. Однако он, например, не поддержал инициативу французского президента о создании поста министра финансов ЕС с собственным многомиллиардным бюджетом. Не увидел необходимости в расширении европейских административных структур и изменении европейских договоров, предложив в качестве компромиссного варианта использовать в роли «европейского министра финансов» еврокомиссара по экономическим вопросам, придав ему функции координатора финансовой деятельности ЕС.

А что же Германия?

Германия, как главный выгодополучатель ЕС, придерживается в целом положительного мнения относительно инициатив Макрона. Но ее смущает, что за реформы Макрона платить придется, прежде всего, именно немцам, имеющим крупнейшую экономику в ЕС. В последнюю неделю у Берлина появилась еще одна серьезная проблема: на завершившихся неделю назад выборах в бундестаг федеральному канцлеру Ангеле Меркель сильно «подрезали крылья», и она – по крайней мере, временно – превратилась, можно сказать, в «хромую утку».

Меркель
Канцлер ФРГ Ангела Меркель: «Франция и Германия в основном придерживаются единого мнения по поводу предложений Макрона». Фото: www.globallookpress.com

«Франция и Германия в основном придерживаются единого мнения по поводу предложений Макрона», — заявила в Таллине Меркель.

«Канцлер Германии приветствует яркую речь французского президента, в которой прозвучала приверженность Европе и ее ценностям, и то, что Эмманюэль Макрон предложил существенный предмет для обсуждения в ходе предстоящих важных переговоров о будущем ЕС», — заявил ранее, комментируя Сорбоннскую речь лидера Франции, официальный представитель бундесканцлера Штеффен Зайберт. Однако, по его словам, время для детального обсуждения предложений Макрона пока не пришло. А ведь дьявол, как раз, скрывается в деталях!

И хочется, и колется, или вовсе не хочется?

Итак, Германия, как главный выгодополучатель ЕС, придерживается в целом положительного мнения относительно инициатив Макрона. Это естественно. Но Берлин, безусловно, смущает, что программа реформ слишком амбициозна, и платить за них придется в основном немцам. Это значит, что выгоды от членства в ЕС им придется делить со всеми, а убытки, выходит, тоже. Пока же их несут в основном другие страны. Нужно это Берлину? К тому же, завершившиеся неделю назад выборы в бундестаг погрузили Германию в политическую неопределенность.

И это не только проблема Меркель, но и проблема Макрона. Его амбициозные мечтания по реформированию ЕС и базирующиеся на них планы руководства Евросоюза, избавившись от британского саботажа, ринуться вперед в деле унификации Европы, могут забуксовать. Поддержав на выборах в бундестаг антибрюссельскую партию «Альтернатива для Германии» (АдГ) и наказав ведущие политические силы страны за пренебрежение интересами простых людей, которые не желают расширения полномочий ЕС и нынешней миграционной политики, немцы поставили «подножку» всем этим грандиозным планам.

В ФРГ возникла новая политическая ситуация. В соответствии с конституцией, полномочия канцлера и ее министров остаются в силе вплоть до первого учредительного заседания нового состава парламента, в котором фракция АдГ составляет 93 депутата из 709. Оно должно состояться не позднее, чем через 30 суток после выборов — 24 октября. В этот день закончатся канцлерские полномочия Ангелы Меркель и членов ее кабинета, которые до сформирования новой правящей коалиции получат к своим должностям прибавку и.о. С правовой точки зрения такое правительство будет неполноценным. Оно, например, не сможет подписывать межгосударственные соглашения. Сколько месяцев министры пробудут в таком качестве, непонятно. Даже если не ладящим между собой потенциальным участникам новой правящей коалиции удастся поделить министерские портфели, это в лучшем случае произойдет в самом конце года. А если блок ХДС/ХСС, у которого имеются внутренние противоречия, ненавидящие друг друга свободные демократы (СвДП) и «зеленые» не смогут договориться, что, скорее всего, и произойдет, то Германию ожидает (что менее вероятно) либо правительство меньшинства ХДС/ХСС, либо – досрочные выборы. А потом – все сначала. Очень может статься, что до весны следующего года Германия не сможет серьезно играть на европейском поле, занимаясь внутренними делами.

Впрочем, нельзя исключать, что отчасти Меркель даже рада, что Берлину в ближайшие полгода можно спокойно игнорировать радикальные идеи амбициозного французского президента построить единую Европу не в интересах Германии, а за её счет, а потом – сославшись на угрозу со стороны «правых популистов», — вообще дистанцироваться от реализации этого глобалистского проекта. Глупо превращать Германию в то, чем был РСФСР в СССР – всеобщего донора, которому никто не был за это благодарен. Лучше продолжать постепенно создавать экономический «четвертый рейх» под себя. Тем более, что даже в этом случае выгоду получают не столько рядовые немцы, сколько международные инвесторы в ценные бумаги германских концернов, корпораций и фирм. Задавленные и без всякого Макрона высокими налогами немцы итак живут намного беднее, чем могли бы, чтобы международные богачи продолжали получать сверхприбыли. А ведь на выборах голосует именно народ, и политики от него пока что зависят.

Наблюдаем, но думаем о себе

Что касается России, то она может лишь наблюдать за происходящим в Евросоюзе. И заниматься своими собственными делами, решая задачи не менее амбициозные, чем стоят перед европейцами. Будущие отношения между Россией и Европой непосредственно зависят от того, кто более успешно справится со стоящими перед ними вызовами.