Протоиерей Андрей Ткачев — о том, как произнесенная в XVIII веке речь сформировала жизнь американцев на долгие года
Есть речи, однажды произнесенные, но сохраняющие свою актуальность на долгие года. А что самое главное, двинувшие историю того или иного социума на многие года вперед по заданному курсу. Я хотел бы рассказать об одной проповеди, которая сформировала историю Соединенных Штатов — не США, а Новой Англии, — тех северных штатов, которые сами американцы называют Oldmany.
Там был период «великого пробуждения». Связано это с тем, что эти штаты являются «духовной дочерью» Европы. А в Европе в XVII, XVIII, XIX веках после Французской революции был разгул масонства, антихристианства, антиклерикализма. Штаты, отпочковавшись от Европы, решили защитить себя от европейской заразы. Америка и сегодня более религиозная, чем Европа. И вот, у них было такое «великое пробуждение» — great awakening, — и это пробуждение было связано с речами ярких проповедников, которые ездили по всей стране и будили совесть людей, возвещая им некие евангельские истины, полузабытые или вновь открытые.
Однажды, в 1741 году, кальвинист, известный проповедник Джонатан (по-нашему Ионафан) Эдвардс произнес в штате Коннектикут — в небольшом городке Энфилд — такую яркую проповедь, которая легла в анналы. Называется эта проповедь «Грешник в руках разгневанного Бога».
В этой проповеди он требовал от людей трепета и страха перед Богом каждую секунду. Он веровал в предопределенность к спасению одних и к погибели других. Он требовал того, чтобы люди воспитывали детей своих так, чтобы они дрожали перед Богом.
Есть такая секта квакеров. Quake — это дрожать. Вот они и дрожат перед Богом ежесекундно. То есть боятся Бога. Он требовал этого от всех людей вплоть до маленьких младенцев, только переставших быть грудными. Проповедь заключалась в нескольких тезисах — их около десяти, как десять заповедей. И первым тезисом было то, что грешник должен быть наказан. Причем наказан страшно — отправлен в ад.
Справедливость Божия требует наказания грешника. Милость Божия от справедливости не защищает. Так говорит Эдвардс. Каяться нужно сегодня, сейчас, сию секунду со страхом и трепетом, в ужасе, слезах и криках, разрывая на себя одежду, раздирая кожу и вырывая волосы, нужно умолять Бога о прощении. Если сегодня нет — завтра будет поздно. Вот с такой проповедью он обходил земли, приводя людей в трепет, иногда даже чрезмерный. Некоторые женщины, особенно экзальтированные, бились в припадках и падали в обмороки на его проповедях.
Это для него самого было знаком того, что он достиг своей цели. Грешник в руках разгневанного Бога. Все это происходило в штате Коннектикут в XVIII веке, в 1741 году.
Потом было второе «великое пробуждение», когда американцы осознали себя мессианской нацией. Нечто похожее на Новый Израиль.
Потом было еще третье «пробуждение», уже связанное с современными проповедниками. Все это интересная религиозная история нашего заклятого друга. Нам надо знать, что они, чем они живут. И некоторые тексты, произнесенные тогда, сформировали жизнь Америки на долгие-долгие года вперед.
Мне кажется это чрезвычайно интересным, хоть я не согласен с проповедью Эдвардса и подправил бы ее в большей части этих тезисов. Но он ее сказал, и ее услышали и по этим словам жили долгие столетия. Некоторые живут так и сейчас.
Будем учиться, будем разбираться в истории, иначе нас обманут.
Нет Комментариев