У правящей партии ФРГ есть возможности минимизировать полученный на выборах ущерб. Это — дискредитация партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), запугивание избирателей, затягивание и провал переговоров о создании новой правящей коалиции, чтобы лучше выступить на неизбежных в этом случае досрочных выборах
Воскресные выборы в бундестаг и их сенсационные итоги – резкое ослабление правящих партий и взлет национал-консервативной, антииммигрантской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), приведшие к политическому землетрясению в ФРГ, порождают одновременно два взаимоисключающих чувства.
С одной стороны, в Германии состоялся тектонический сдвиг вправо, диктатура «политкорректности», практика узурпации элитой принятия за народ жизненно важных решений дали мощную трещину. С другой — добившуюся на выборах «провальной победы» канцлера ФРГ Ангелу Меркель все равно еще… рано списывать со счетов.
И не только потому, что этот привыкший побеждать, заточенный на победу политик, карьера которого хотя и вступила в полосу заката, просто не может уйти при нынешних обстоятельствах. Вот так обидевшись на свой народ, закатив по-женски истерику, хлопнув дверью и не подготовив себе преемника. И ее окружение не будет сейчас настаивать на том, чтобы избавиться от своего лидера, даже если он «промахнулся». Они все вместе находятся в потрепанной штормом лодке, и сильно раскачивать ее сейчас – значит пустить ко дну. Кроме того, Меркель отнюдь не исчерпала всех ресурсов для того, чтобы и дальше оставаться у власти (по немецким законам – хоть пожизненно) и чтобы расстаться с ней по своему выбору — в ореоле победителя, а не проигравшей.
Меркель прекрасно знала, что четвертый срок ее канцлерства будет самым трудным, что хорошо выступить на выборах в бундестаг – первых после острого миграционного кризиса 2015 года, ужаснувшего немцев и расколовшего Германию, — будет совсем непросто. Поэтому на этот случай наверняка были заранее разработаны стратегия и тактика, планы «А», «Б» а, может быть, и «С». И немецкие власти по итогам выборов просто вскрыли нужный конверт и начали выполнять соответствующую программу. По быстроте, с которой все происходит, видно, что это именно так.
Три способа «переиграть» выборы и остаться на коне
Хотя выборы состоялись лишь в воскресенье, уже вполне понятно, что и как будет делать партия власти, чтобы никому ее не отдавать и минимизировать в кратчайшие сроки электоральный ущерб.
Это, во-первых, дискредитация морального победителя выборов правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) по полной программе. Во-вторых, запугивание электората проблемами, вытекающими из того, что Меркель по итогам выборов «подрезали крылья». В-третьих, затягивание и провал и без того сложных переговоров о создании новой правящей коалиции, чтобы подвести через несколько месяцев напуганную неопределенностью, разочаровавшейся в своей смелости страну к досрочным выборам. А на них уже выступить куда лучше, в очередной раз продемонстрировав всем незаменимость «неубиваемого» федерального канцлера и безальтернативность ее политики при внесении в нее небольших изменений и даже использовании риторики из предвыборного багажа АдГ.

Ведь 32,9% голосов, которые получил на завершившихся выборах блок ХДС/ХСС, это – дно, ниже которого уже трудно упасть. Еще одни выборы по старым правилам при участии в них не развенчанной АдГ — и на глобалистском проекте в ФРГ можно ставить точку. Такого, конечно, не допустят. Меркель никогда не гнушалась заимствовать у других партий лозунги и программные положения, если это сулило выгоду. И эта тактика может снова вполне сработать и уже скоро.
А пока новое правительство не будет сформировано, все остается по-старому, даже если заявившие об уходе в оппозицию социал-демократы отзовут своих министров – их заменят в этом случае политики, связанные с блоком ХДС/ХСС. Германия ведь не может существовать без правительства. А потом… все встанет более-менее на свои места: народ пожалеет о своей смелости, власть проведет работу над ошибками. И все будет снова ОК. Так, по крайней мере, надеются Меркель и ее сторонники.
Дискредитация АдГ
Усиленная дискредитация АдГ началась уже через полчаса после появления результатов голосования. Эта кампания ведется по двум направлениям. АдГ представляют как сборище случайных людей, которые разругались между собой сразу после завершения выборов. Мейнстримные СМИ с упоением пишут о расколе в руководстве партии и в ее региональных отделениях. Для дискредитации используется метод преувеличения. Это может сработать. АдГ состоит из живых людей, имеющих собственные идеи, темпераментных, не равнодушных и еще практически неопытных политиков и функционеров, а не холодных карьеристов, вступивших ради достижения жизненного успеха в партию власти и беспрекословно подчиняющихся ее руководству. Железной «большевистской» дисциплины, как в ХДС, в АдГ, разумеется, нет. Это и подается как ее слабость и признак несерьезности.
Так, официоз «Немецкая волна» (DW) сообщает, что сопредседатель АдГ Фрауке Петри не будет входить во фракцию партии в бундестаге, где она завоевала 94 места. Получив прямой мандат в одном из избирательных округов Саксонии она намерена теперь стать независимым депутатом федерального парламента, обосновав это решение внутрипартийными разногласиями, которые не намерена замалчивать. Некоторые СМИ указывают, что она может создать также свою собственную фракцию. DW отмечает, что это решение стало неожиданностью для лидеров предвыборного списка партии Алисы Вайдель и Александра Гауланда, объявившего «охоту» на Меркель, и приводит мнение сопредседателя АдГ Йорга Мойтена, назвавшего заявление Петри «разорвавшейся бомбой».
Запугивание обывателя
Можно не сомневаться, что в создавшихся условиях все «засланцы» и провокаторы, которых всегда достаточно в партиях вроде АдГ, уже получили задание компрометировать ее по полной программе и всеми доступными способами. Ожидаем поэтому откровенно дурацких и провокационных заявлений. Просто неосторожные замечания, вырванные из контекста слова, если вокруг них, передернув и подменив смыслы, можно развести скандал, не будут сходить с первых полос газет. Так, немцам уже сообщили, что Гауланд является почитателем вермахта и оправдывает преступления нацистов в годы Второй мировой войны, требует, чтобы граждане ФРГ перестали стыдиться за них. Этот осторожный политик действительно высказывался на эти темы, но совсем не в том смысле, как его высказывания подаются. Его оправдания мало что значат, ведь, как известно, «главное облить грязью – другому все равно оттираться придется». Вместо этого СМИ публикуют интервью с профессионально или просто по неосведомленности испуганными гражданами, которые бьют тревогу, что в Германию возвращаются нацистские времена…

Крайне востребованной будет и «правильная» международная реакция на произошедшее. «Евреи всего мира озабочены успехом крайне правых на выборах в Германии», — сообщает агентство Рейтер. Читайте, немцы, и ужасайтесь!
Дискредитация АдГ и запугивание немецких избирателей последствиями выборов идут рука об руку. В этом смысле вполне показателен комментарий в газете Frankfurter Rundschau. Это издание, не заметившее в свое время, как мигранты устроили в родном городе на новогоднюю ночь то же самое, что творили одновременно в Кельне, да и вообще по всей Германии. А именно — флеш-моб против немецких женщин, которых оскорбляли, грабили, избивали, грязно домогались: «Бундестаг в опасности. Он может стать рупором для распространения идей националистов и параноидальных теорий заговора, которые могут легче укорениться в публичном пространстве. А затем медленно, но систематически разрушать либеральное самосознание открытого общества. Это касается всех нас! Внутри парламента и за его пределами. Это касается всех, кто не причисляет себя к АдГ, и ее сторонникам. Демократия нуждается в том, чтобы мы всеми силами ее защищали и бескомпромиссно противостояли ядовитому национализму».
Почитает немецкий избиратель такие статьи и ужаснется: нельзя голосовать за «ядовитых» националистов, угрожающих «либеральным ценностям» и «открытому обществу». А ведь его будут доставать теперь не только с этой стороны, поскольку у части общества уже выработался иммунитет к подобного рода демагогии.
Примером этого стал запущенный в информационное пространство слух о намерении Меркель снять со своего поста министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле. Эта неподтвержденная информация подается под тем соусом, что Меркель, крылья которой «подрезаны» после выборов, должна освободить в правительстве «рыбные места» для будущих партнеров по правящей коалиции. Вот ей и придется указать Шойбле, одному из самых популярных в Германии политиков, старому члену ХДС, которого немцы считают творцом их относительного благосостояния, на дверь. Не хотели оставить все, как есть, так получайте какого-нибудь неопытного либерала или, еще хуже, «зеленого» на этом важнейшем посту. Ждите, как скоро покатится вниз ваше благосостояние.
Обратим внимание: речь идет о самом популярном министре, которого очень высоко ценят большинство немцев, а не о провалившейся на выборах главе оборонного — и тоже поэтому очень важного — ведомства Урсуле фон дер Ляйен. Этот удар в живот, страх понести материальные потери тоже будет по полной программе использован партией власти, чтобы объяснить немцам, как они были неправы.
Новое коалиционное правительство будет нескоро, если будет вообще
Переговоры о создании новой правящей коалиции будут долгими и трудными уже и сами по себе, так как либералы из Свободной демократической партии (СвДП), получившие 10,7% голосов, совершенно не ладят с «зелеными» с их 8,9% голосов, как, впрочем, — по многим вопросам — и блок ХДС/ХСС. Примеров успешных правящих коалиций такого рода даже на региональном уровне не было. В земле Саар такая коалиция когда-то была, но быстро развалилась, сейчас действует пару месяцев в земле Шлезвиг-Гольштейн, но сколько она протянет, трудно сказать. На федеральном уровне «коалиции Ямайка», как ее называют по цветам этих партий, которые также присутствуют на флаге этого островного карибского государства, никогда не было.
Поэтому уже через несколько часов после завершения выборов, когда Меркель спросили, получит ли ФРГ новое правительство до Рождества, она с хитринкой ответила: «Я в принципе всегда оптимистично настроена. Тише едешь, дальше будешь».
Кстати, после предыдущих выборов «большая коалиция» из ответственных «тяжеловесов» в лице блока ХДС/ХСС и социал-демократов (СДПГ), которым было намного легче договориться, официально начала работу лишь 15 декабря 2013 года. Главное, что новый состав парламента должен собраться на первое заседание не позднее, чем через 30 дней после выборов, а переговоры о формировании нового правительства могут вестись сколько угодно долго. На это время страной будет управлять правительство старое. Тем более, как полагают аналитики, до намеченных на середину октября региональных выборов в Нижней Саксонии, которые призваны уточнить политические настроения в стране, никто серьезно эти переговоры вести не будет. Это вообще очень длительная и крайне забюрократизированная процедура.
Грядут досрочные выборы?
Получается, что в настоящее время, по сути, ни один из участников этих переговоров толком не заинтересован в их успехе. Блок ХДС/ХСС потому, что не может вести их с позиции силы и вообще не хочет видеть «зеленых» в новом правительстве, а те – вместе с СвДП – боятся оказаться в неблагоприятных условиях младшими партнерами ослабленных христианских демократов, то есть повторить печальную судьбу раздавленных такого рода сотрудничеством социал-демократов. Поэтому, скорее всего, стороны просто не договорятся. А за это время мейнстримные СМИ, используемый властью административный ресурс, искусно стимулируемые страхи избирателей за свое будущее, а также разногласия в рядах моральных победителей выборов – АдГ, которые постараются всеми способами обострить, вытащив или состряпав компромат на ее лидеров, подготовят немецкое общество к новым, досрочным выборам. Чтобы партии власти удалось поправить свои дела. Только тогда Меркель и сможет подумать о том, что однажды ей придется уйти. Но, прежде чем это произойдет, ей нужно еще вырастить себе преемника. Пока с этим делом у нее и ее партии совсем глухо.
Нет Комментариев