Постоянно имея дело с важными, но нередко не полностью адекватными партнерами на международной арене, дипломат неминуемо становится философом, чтобы сохранить душевные силы. Сергей Лавров, похоже, — не исключение

Опубликованное на сайте МИД России интервью главы МИД Сергея Лаврова для программы «Итоги недели» на телеканале НТВ, в котором глава российского внешнеполитического ведомства поделился своими впечатлениями о 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН и состоявшихся на ней встречах и переговорах с иностранными руководителями, поражает философским тоном и соответствующим настроем российского министра.

По словам Лаврова, у него состоялось в Нью-Йорке порядка 70 встреч, тематикой и впечатлениями от которых он и поделился с согражданами. И при этом выглядел как философ. 

«Я смотрю на это философски», – эта фраза, сказанная Лавровым в этом интервью, и является его квинтэссенцией.

Отношение России к предлагаемым США реформам ООН 

Отвечая на вопрос НТВ об отношении к позиции США, считающих, что если они платят больше других стран за ООН, то, значит, могут и диктовать, чем эта универсальная международная организация и так должна заниматься, Лавров сказал: «ООН должна быть такой, какой ее видят государства-члены по итогам переговоров с участием всех этих государств. Такой, какой она будет выглядеть в их решениях по итогам этих переговоров. Если брать существо принципов декларации, которую распространила американская сторона, с приглашением любой входящей в ООН стране под ней подписаться, то с большинством из них трудно спорить: нужно, чтобы Организация была эффективна, решала проблемы, избегала бюрократии, лишних трат. Но когда мы и еще некоторые страны-члены Организации предложили поговорить о каких-то формулировках, нам сказали, что это не обсуждается, и нужно подписывать то, что есть».

Глава МИД России констатировал: «Конечно, Россия, Китай и Франция не могли согласиться с таким подходом».

Лавров подчеркнул, что хотя «декларация подписана большим количеством государств, но она от этого не стала документом ООН», поскольку для того, «чтобы все эти рекомендации и принципы легли в основу работы Секретариата, как того хотят в Вашингтоне, нужно, чтобы Секретариат получил мандат, который он может получить исключительно от СБ ООН или от ГА ООН и ЭКОСОС». А это не было.

Министр иностранных дел России согласился, что у ООН есть «лишний жирок», это – «давно не новость, но нужно очень осторожно подходить к любым серьезным реформам, потому что «лишний жирок» во многом объясняется тем, что в ООН 193 страны-члена». Все эти страны, отметил Лавров, «даже с населением 10-15 тысяч человек (есть и такие, особенно в южной части Тихого океана), хотят быть приобщенными к работе Организации, в том числе иметь своего человека в Секретариате», и это – «абсолютно объяснимое желание». Поэтому, по его словам, «когда мы будем «срезать жирок», как бы нам не задеть живой организм Организации».

Лавров
Глава МИД России Сергей Лавров: Срезая «лишний жирок» с ООН, «как бы нам не задеть живой организм Организации». Фото: Mary Altaffer/AP/TASS

Американцы и КНДР 

Быть или не быть ядерному противостоянию КНДР с США? Вряд ли, полагает Лавров. 

«Большинство моих собеседников в ООН проводят одну и ту же мысль, пусть в разных выражениях: американцы ударили по Ираку исключительно потому, что у них была стопроцентная информация, что в Ираке не осталось никакого оружия массового уничтожения…  Американцы не нанесут удар по Северной Корее, потому что они точно знают, что у неё есть ядерная бомба», – убежден Лавров. И при этом, добавил он, в Вашингтоне доподлинно не знают, сколько именно ядерных объектов имеется у КНДР и где они расположены.

Как философски заметил российский министр, «практически все согласны с таким анализом», и если это не будет самым серьезным образом проанализировано и осмыслено в США, «мы можем сорваться в очень непредсказуемое пике, и будут страдать десятки, если не сотни, тысячи ни в чём не повинных граждан в Республике Корея, КНДР и Японии». Лавров напомнил, что совсем рядом с зоной возможного конфликта находятся Россия и Китай, и хотя «у нас там нет крупного скопления населения, но дорога жизнь каждого человека».

Кто шьет России вмешательство в американские выборы и почему? 

Отвечая на вопрос, почему за океаном не могут успокоиться и постоянно делают антироссийские заявления, каковы перспективы отношений с США, Лавров указал, что речь идет, прежде всего, о попытках русофобов из числа тех, кто особенно болезненно переживает победу на выборах президента Дональда Трампа, «загнать в угол» нынешнюю администрацию. По его мнению, главную роль здесь играют демократы, но участвуют в этой кампании, по крайней мере, по некоторым вопросам, и республиканцы. Последнее Лавров объяснил тем, что пост президента занял «несистемный человек, нашедший путь к сердцам избирателей», тогда как «системным бюрократам Республиканской партии США хотелось бы иметь кого-то «своего», кого-то более подчиненного общественному мнению партии».

Неопределенные перспективы российско-американских отношений

В отношении текущего взаимодействия с США по требующим обоюдного внимания вопросам двусторонних отношений, Лавров продемонстрировал уже чисто буддийскую невозмутимость. Как-никак свою дипломатическую карьеру он начинал когда-то в Шри-Ланке, в которой буддизм является официальной религией.

На вопрос, почему постпред США при ООН Никки Хейли одновременно обвиняет Россию во вмешательстве в американские выборы и говорит о необходимости сотрудничать с Москвой, Лавров понимающе и даже где-то примирительно заявил: «Понимаете, эти люди – новые. Они должны еще как-то освоиться в ООН, понять, как это все работает, как вести переговоры. Я смотрю на это философски».

Что касается вопроса реквизированной в США российской дипсобственности, глава МИД ответил: «Мы этим занимаемся. Общаемся с адвокатами, собираем информацию о том, какая адвокатская контора какое имеет предварительное мнение. Это дело, с которым мы затягивать не будем, но и спешить не следует».

Лавров сообщил, что встречаясь «на полях» Генассамблеи ООН с американскими официальными лицами, он не пытается их ни в чем переубедить, так как это просто бесполезно: «Если они предлагают чем-то заняться, то мы этим вопросом занимаемся, если называют нас главной угрозой для США, то что нам с ними разговаривать? Как мы можем этих людей разубедить?»

Лавров
Министр иностранных дел России Сергей Лавров об американских политиках: «Если называют нас главной угрозой для США, то что нам с ними разговаривать? Как мы можем этих людей разубедить?» Фото: Александр Щербак/ТАСС

Миротворцы в Донбассе 

На вопрос журналиста НТВ, как следует реагировать на слова главы Украины Петра Порошенко, заявившего, что президент Трамп и он сам никогда не поддержат российский вариант введения миссии ООН по охране наблюдателей ОБСЕ в Донбасс, Лавров развел руками: «Да никак не реагировать. Мы внесли предложение и обосновали его со всех сторон, в том числе и устами президента Российской Федерации Владимира Путина. Ни одного конкретного предложения на бумаге по тексту нашей инициативы мы ни от кого не получили. Если они не хотят его обсуждать, то что мы можем сделать? Не будем же мы их заставлять». 

Цели России и США в Сирии 

Остановившись на ситуации в Сирии и комментируя предположение НТВ, что американцам не нравится предстоящий в ближайшем будущем разгром террористов в этой стране, Лавров указал, что Москва продуктивно взаимодействует с Вашингтоном по этой проблеме, причем «американцы на уровне военных, как мне кажется, прекрасно все понимают».

«Когда ИГИЛ (а вместе с ним и «Джабхат ан-Нусра» – обе группировки запрещены в России. — прим.Царьграда) будет разгромлен, тогда проявится, у кого в Сирии какие цели. Американские коллеги, включая госсекретаря США Рекса Тиллерсона, нас клятвенно уверяют, что у них кроме уничтожения террористов нет никакой другой цели в Сирии. Когда это состоится, тогда и станет ясно, так ли это, или США преследуют какие-то политические цели, которые нам пока неизвестны».

И последнее

Перечитывая интервью Лаврова для НТВ, ловишь себя на мысли, как трудно приходится на международной арене опытнейшим и блестящим российским дипломатам. Трудно в том смысле, что у них нет визави соответствующей квалификации, потому что после победы в холодной войне в результате самороспуска СССР уровень дипломатического искусства на Западе – особенно в США – очень сильно понизился. И поделать с этим ни Лавров, ни его коллеги в Москве ничего не могут. Главное, похоже, в этой ситуации научиться проявлять смирение, спокойствие, мудрость, ни в коем случае не раздражаться, демонстрировать непоколебимую уверенность в своей правоте и никому ничего не навязывать. Свою голову все равно никому не приставишь.