Китай взял курс на отказ от дизельных и бензиновых автомобилей

Руководство КНР планирует одним выстрелом убить толпу «зайцев»: решить проблему загрязнения воздуха, захватить лидерство в перспективной отрасли, а возможно, и создать условия для прорыва на зарубежные рынки.

Власти Китая намерены в ближайшем будущем полностью запретить производство и продажу автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями. Машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на улицах китайских городов должны будут заменить электромобили. Соответствующее заявление сделал на экономическом форуме в Тяньцзине министр промышленности и информации КНР Синь Гобин.

По словам чиновника, решение о запрете автомобилей с ДВС принимается с целью улучшить экологию и стимулировать развитие передовых отраслей автопрома. Однако очевидно, что если Китаю удастся пересесть на электромобили, то последствия этого шага отзовутся по всему миру: «икнется» и ОПЕК, и американо-европейским автопроизводителям.

ЭлектроДао

В России воспринимать такие заявления всерьез мешает скепсис, выработавшийся из-за многолетних рассуждений людей, облеченных властью, про реформы, нанолампочки и прочее Сколково. Но если посмотреть на китайские реалии, становится ясно: Синь Гобин не фантастику рассказывает, а подсказывает инвесторам, куда деньги вкладывать.

Немного цифр: в 2016 году китайские компании выпустили 28 миллионов автомобилей, в том числе 500 тысяч работающих на электричестве. Увеличение производства электрокаров к 2015 году составило 50%. Даже для китайской экономики, ежегодно набирающей по 7-8%, — это взрывной рост. В абсолютных цифрах в 2016-м было продано 507 000 электрокаров. При этом, по оценкам западных экспертов, к 2020 году на китайский рынок будет выведено около 2 миллионов электромобилей.

Гнать гонку Китай вынуждает целый букет причин. Во-первых, та самая экология, о которой говорил Синь Гобин. Примерно с 2011 года китайские власти приступили к массовой установке огромных экранов на площадях и транспортных развязках Пекина. На них пекинцам показывают чистое небо, облака, восход солнца – увидеть эти явления собственными глазами жителям столицы мешает смог. Временами концентрация вредных веществ в атмосфере превышает предельно допустимые нормы в сотни раз. Естественно, частота онкологических, сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний в промышленных района КНР кратно превышает общемировые показатели.

Одним из решений проблемы как раз и является отказ от транспорта на углеводородном топливе.

электромобиль
Фото: www.globallookpress.com

С другой стороны, Китай стремится выиграть конкурентную гонку с европейскими и американскими компаниями. Пока у Поднебесной ситуация выглядит довольно неплохо: рынок производства электрокаров на 94% контролируется китайскими компаниями. Единственный крупный иностранец, которому разрешили работу в стране, – американская Tesla, мировой лидер и, судя по всему, источник вдохновения для китайских конструкторов.

При этом запрещать бензиновые и дизельные автомобили собирается не только КНР. Англия и Франция намерены ввести аналогичные ограничения к 2040 году. По крайней мере, собирались до того как стало известно, что в гонке участвует Пекин. Не исключено, что теперь сроки будут пересмотрены.

По сути, и китайцы, и европейцы, анонсируя запрет авто с двигателями внутреннего сгорания, стимулируют инвесторов вкладывать деньги в новую отрасль, прозрачно намекая, что альтернативы-то не будет, и кто первым на эту лыжню встанет, тот призовое место и займет.

Китайские электрокары и их главная проблема

К настоящему времени распределение ролей на китайском рынке электромобилей выглядит следующим образом. Заслуженным уважением пользуется электрокар Changan E30 EV. Машина продается с 2012 года, и за прошедшие пять лет хорошо себя зарекомендовала. Литий-ионные аккумуляторы обеспечивают ему 160-километровый запас хода, максимальная скорость ограничена 125 километрами в час. По дизайну – классический седан, который с первого взгляда не отличишь от бензиновых собратьев.

При цене около 16 000 долларов автомобиль считается одним из самых бюджетных электрокаров на китайском рынке. В России E30 EV стоил бы порядка 1,1 миллиона рублей.

Несколько более дорогой электрокар JAC iEV, производимый корпорацией JAC, весьма напоминает «электрифицированную» Hyundai Solaris. Скорость машины ограничена 195 километрами в час, разгон до 100 километров – на уровне современных авто с коробкой-автоматом. Дальность хода, правда, небольшая – все те же 160 километров.

Китай
Фото: www.globallookpress.com

В общем, JAC iEV может стать отличным электрокаром для города, если, конечно, вокруг будет создана соответствующая инфраструктура для его зарядки и обслуживания. Стоимость этих машин в пересчете на наши деньги – порядка 1,8 миллиона рублей.

В нынешнем году основную массу продаваемых электромобилей составляют BAIC EC180, напоминающие Volkswagen Golf. При этом не сказать чтобы цена у этого девайса была особо демократичной: 19 тысяч долларов, то есть в российских условиях – более миллиона рублей.

Более солидные электрокары продает компания BYD. Модель BYD E6 является конкурентом американской Tesla. В 2016 году на китайском рынке было продано 102 500 BYD E6. Для сравнения, компания Илона Маска смогла продать по всему миру 75 000 своих электрокаров.

Создавался BYD E6 с активным привлечением иностранных специалистов. От более дешевых собратьев автомобиль отличает в первую очередь увеличенная до 330 километров дальность, высокая экономичность и надежность всех систем. Скорость ограничена 160 километрами в час — разумному человеку больше и не надо. В России такой автомобиль стоил бы порядка 3,5 миллионов рублей.

Собственно, пример BYD E6 показывает главную проблему китайских электрокаров: при двукратном превышении числа продаж BYD в прошлом году получила прибыль в 3,88 миллиарда долларов, а Tesla – 6,88 миллиардов.

Причина проста: китайские конструкторы много лет «срезали углы», широко используя чужие разработки и не очень обращая внимание на патентные ограничения. В результате их электрокары теперь оказались заперты на китайском же рынке, откуда напряженно ищут выход.

Зачистка КНР от бензиновых авто как раз поможет решить эту проблему. С одной стороны, производители электрокаров получат устойчивый спрос, с другой – привлечение иностранных компаний создаст условия для ликвидации патентных противоречий.