Протоиерей Андрей Ткачев о том, что поможет верующим защититься от несчастья

Сегодня хотел бы обратить ваше внимание на то, что беды стали давно уже повседневной информационной пищей. Мы жуем свои бутерброды, глядя в телевизор, в котором показывают очередной теракт. Мы пьем свой утренний кофе или вечерний чай, глядя в телевизор, где рассказывают о пожарах в Якутии или в Португалии. И бедствия различного рода, человеческие, техногенные или природные, стали пищей человеческой – это дает ощущение свободы и удовольствия, когда человек знает, что беда есть, но не с ним. Есть еще много разных психологических нюансов, которые почему-то нам стали милы. И мы зажевываем свои информ-бутерброды, которые идут потоками, сообщающими о том, кого зарезали, кого забили битами, кого обманули.

Это, конечно, требует отдельного исследования. Но я хотел бы, во-первых, разложить эти беды на три вещи. Есть беды человеческие: украли, избили, изнасиловали. Здесь нужна милиция, прокуратура, пенитенциарные органы.

Есть беды природного характера: всякие пожары, наводнения и прочее. Здесь беда есть беда. Для этого у нас есть МЧС. Это специальная служба, которая должна спасать тонущих, горящих и терпящих бедствия.

И есть, конечно же, беды, связанные со злой волей человеческой. С организованной преступностью, с терроризмом. Тут нужно ФСБ и различные спецслужбы. Но верующим что делать? Если, например, беда подошла к границам нашего государства или беда синей тучей висит на горизонте.

В Библии, а именно в Книге пророка Иоиля, это малый пророк из числа двенадцати ветхозаветных малых пророков, есть вторая глава, она небольшая, можно взять да прочесть… Там описывается модель поведения народа, когда бедствие всенародное.

Допустим, не дай Бог, неурожай или война. Или еще какая-нибудь большая беда, допустим, в масштабах Ставропольского края или Якутской области. Много людей, большая территория и большая беда. Нам что делать? Есть МЧС, есть ФСБ, есть МВД. А нам что делать?

Иоиль пишет: назначьте пост, объявите собрание. То есть духовные вожди должны сказать: люди, собираемся на молитву все вместе, постимся. Никаких развлечений. У нас известно, что в дни траура приспускаются флаги на госучреждениях и закрываются увеселительные учреждения, развлекательные передачи исключаются из телеэфира. Это правильно. Если беда под порогом, как говорят, враг у ворот, значит, народ должен поститься, должен молиться. Иоиль говорит: пусть священники умоляют Бога о милости. Может быть, Господь помилует вас. Это механизм, которым Церковь всегда защищалась от той или иной беды.

Монголы пришли – назначьте пост, соберите собрание. Храмы забиты людьми, все, от мал-мала до велика, до самого старого, седого, пожелтевшего от седины, все в храмах, все молятся. Так мы пережили все то, что сваливалось на нашу голову.

Есть, правда, очень опасная вещь. Если наше духовенство не будет иметь авторитета, но скажет: поститесь – никто не будет поститься. Тогда это очень плохо, и для нас, и для людей, которые нас не слушают. Но если слушают, мы должны вовремя, в нужное время объявить людям период воздержания. Назначьте пост, объявите собрание. Умоляйте Господа, быть может, он помилует вас. Возьмите у себя дома Библию с полки, сотрите пыль с нее, она достойна того, чтобы читаться ежедневно. Вторая глава Книги пророка Иоиля. Это модель народного поведения, в то время когда большая беда подошла к каждому порогу. Потому что не от всей беды МЧС защитит, и ФСБ, не от всей беды. Слава Богу, они работают. Но не всякая беда ими защищается. Вторая глава пророка Иоиля. Как мы должны себя вести, верующие.