В Латвии, рожденным от «неграждан», предложено давать гражданство республики автоматически. Без согласия родителей.
В Латвии вновь завязалась дискуссия вокруг позорного института «неграждан», используемого местной этнократией для нейтрализации политического влияния русских. Президент Раймондс Вейонис передал на рассмотрение Сейма законопроект об автоматическом предоставлении латвийского гражданства детям неграждан, родившимся на территории республики после 1 июня 2018 года, если только родители не выберут для них гражданство другой страны.
По мнению Вейониса, предложенная им новация – символический шаг, который «позволит остановить осознанное противостояние и целенаправленное разделение различных групп латвийского общества». Вот только предложение это касается далекого будущего — новые граждане Латвии смогут голосовать не раньше 2037 года. В то время как в европейской вроде бы стране по-прежнему лишены этого и других базовых прав свыше 252 тысяч человек, преимущественно русскоязычных.
Законопроект главы республики, скорее, призван «задушить в объятиях» русских, повесив у них перед носом этакую «морковку», соблазнив перспективой решения вопроса «неграждан», но не решая его в настоящее время. Но даже такое куцее предложение с высокой долей вероятности будет отклонено. Депутаты от националистической партии «Все для Латвии!» уже заявили, что не поддержат главу государства и ветируют законопроект, о чем известили партнеров по правящей коалиции.

Обоснование своей позиции, которое привел депутат Райвис Дзинтарс, выдает страхи националистов. В Латвии все еще нет единой системы образования, беспокоится Дзинтарс. Примерно в трети школ преподавание ведется не только на государственном латышском языке, но и на не имеющем такого статуса русском. Очевидно, протесты против закрытия русских школ, сотрясавшие Латвию с 2003 года, еще долго будут тревожить местную этнократию.
«Я часто бываю в латвийских школах, в том числе, в школах с русским языком обучения, – призналась участница обсуждения президентской инициативы Велта Чеботарёнлок. – Эти разговоры бывают очень трудными именно со старшеклассниками. В их глазах пылкой любви к родной Латвии я всё же не вижу».
«Угнетателю для полного счастья всегда не хватает именно «пылкой любви» в глазах угнетённых», – горько иронизирует по этому поводу журналист Александр Малнач.
Позиция политиков-националистов во многом опирается на мнение латышей, которые совсем не горят желанием видеть русских равными себе. По данным опроса центра изучения общественного мнения SKDS, 25 процентов латышскоговорящих респондентов «полностью» или «скорее» отвергают предоставление гражданства новорожденным. Довольно много. Естественно, русскоязычные в массе своей — 92 процента эту меру поддерживают. Видимо, уже не надеясь на большее.
Интересно, что стремящиеся быть «европейцами» латыши в этом вопросе начисто игнорируют позицию авторитетных европейских структур. Давать младенцам латвийское гражданство, причем даже без заявления со стороны родителей, Ригу призывали и ПАСЕ в 2006 году, и ОБСЕ в 2011-м, и дважды, в 2013-м и 2016-м, комиссар Совета Европы по правам человека и структуры ООН по борьбе с расизмом и по правам ребенка. И что же? Никаких изменений. Упорство, сравнимое с упрямством. А может, это просто заторможенность?

Русские не сдаются
Да, русские не сдаются. Однако их представители во власти ведут себя слишком мягко, радуясь предлагаемым латвийской этнократией полумерам. «Мы не можем отказывать ему [президенту] в его мужестве и совестливости, – прокомментировал законодательную инициативу депутат Сейма от партии «Согласие» Игорь Пименов. – Проблема неграждан, с которой Латвия живет уже 26 лет, существенно вредит авторитету латвийского государства, разъедает общество, порождает недоверие среди жителей. Это давно надо было решать. Это знаковое событие». Звучит слишком примиренчески, не так ли?
Впрочем, есть и радикально настроенные элементы, зрящие в корень проблемы. Среди них — юрист-международник Илларион Гирс. «Деление латвийцев на сорта является смертным грехом современной латвийской государственности. Инициатива президента создает лишь видимость стремления к исправлению положения. Русским латвийцам не стоит обманываться насчет намерений своего угнетателя. Не может быть исправления вне ликвидации самого режима латышской этнократии», — уверен правозащитник.
Атаковать этнократию решено через ту же Европу. По словам сопредседателя объединенного конгресса русских общин Александра Гапоненко, эта структура в июле обратилась в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге с требованием расследовать факты дискриминации русских. К жалобе были приобщены два десятка свидетельств, еще сотни будут собраны и переданы в МУС в ближайшее время. МУС письменно подтвердил получение обращения и пообещал, что оно будет рассмотрено. Хотя гарантий скорого изменения ситуации в Латвии это, конечно, не дает.
Наиболее успешным по силе воздействия на этнократию представляется сопротивление в самой Латвии. Так, референдум за государственный статус русского языка, который удалось организовать в 2012 году партии «За родной язык!», несмотря на не достигнутый результат, мобилизовал русскую общину в Латвии и заставил обратить более пристальное внимание на проблему не только местные власти, но и Россию. Инициаторы референдума хотят добиться справедливости, заявил тогда минстр иностранных дел Сергей Лавров.
Не пора ли России вновь возвысить свой голос в защиту русских в Латвии, воспользовавшись новым поводом?
Нет Комментариев