Нынешней ночью выброс от вспышки на Солнце достиг нашей планеты. На Земле бушует солнечная буря

Сегодня ночью Земля получила нокдаун. Выброс от мощной вспышки на Солнце, что произошла 6 сентября, словно дубинкой, огрел нашу планету. Магнитные пояса её буквально застонали. И стон этот обернулся жестокой бурей, лишь на балл не дотянувшей до полной лютости. Об этом рассказал в интервью Царьграду главный научный сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института РАН (ФИАН) Сергей Богачев.

«Как раз сейчас пришёл выброс от вспышки, сегодня ночью, — сказал он. — И ударил по Земле. Ударил силой примерно раз в десять сильней, чем ожидалось. И быстрее… Вот сейчас, в данный момент, прямо в ту минуту, когда мы с вами разговариваем, происходит буря. Очень крупная, четвертого уровня, по пятибалльной шкале».

Между тем, ожидалось, что плазменные облака от самой близкой к нам звезды достигнут Земли сегодня вечером или в ночь на 9 сентября.

Напомним, что 6 сентября на Солнце произошла одна из самых мощных вспышек за всю историю наблюдений. Она стала крупнейшей за последние 12 лет и принадлежит к классу «экстремально больших вспышек» с силой в 9,3 единицы. По этим двум параметрам она и получила наименование Х9,3, — то есть относится к высшему из пяти классов (A, B, C, M, X). По силе она, правда, не достигает «чемпионки» — рекордной по мощности вспышки 4 ноября 2003 года, получившей индекс Х28. Впрочем, точно её мощность тогда измерить не удалось: датчики на орбитальных спутниках зашкалили на 11 минуте замера. Так что ряд учёных посчитали, что речь могла идти и о мощности Х40, а то и больше.

Кстати, энергия, которая выделяется при вспышке, подобной только что произошедшей, примерно соответствует величине нынешнего потребления человечества. Но… за 100 тысяч лет. Эх, не экономно наше светило, разухабисто…

Ещё одно важно в последнем событии на Солнце. Отличие той вспышки от нынешней состоит в том, что тогда Солнце испустило плазму на краю своего лимба, и та прошла, соответственно, мимо Земли. На сей же раз, по свидетельству Сергея Богачёва, Солнце «взорвалось» почти по центру. «В данном случае видно, что вспышка очень крупная, произошла почти по центру», — отметил он, поясняя, отчего магнитная буря достигает такой силы.

солнце
Фото: www.globallookpress.com

Пора пугаться? Да нет, не особо…

Царьград: Чем это вообще грозит человечеству? Потерей связи, выходом из строя спутников, ошибками навигации, сплошными головными болями у людей?

Сергей Богачёв: В целом — обычным проявлением признаков. То есть, несомненно, сейчас в возмущённом состоянии находится магнитное поле Земли. Оно имеет избыточные колебания, избыточную энергию, насыщенность избыточной энергией, соответственно.

Конечно, при этом очень сильно насыщены верхние слои земного магнитного поля, там, где работают космические аппараты. И, соответственно, риски случайного выхода их из строя из-за попадания протонов тоже возрастают. Плюс, вы правы, сигналы навигации, которые идут с геостационарных орбит, с высот около 40 тысяч километров, идут к нам сейчас, условно говоря, не по вакууму, а сквозь некую плазменную среду. Соответственно, сильнее ослабляются, затухают. Именно это сейчас происходит.

Ну, а мы, люди, все в него погружены, в это магнитное поле Земли. Вопрос просто в том, кто как это воспринимает.

Здорово, но непонятно…

Ц.: А в каком физическом, так сказать, виде предстаёт эта вспышка? Чего в ней больше, опасных тяжёлых протонов или каких-то более лёгких и менее опасных частиц?

С.Б.: Что касается тяжёлых протонов… Ну, они прежде всего опасны для космических аппаратов. Во-вторых, их производят далеко не все вспышки. Есть особые события, называемые «протонными событиями». И они, в общем-то говоря, не связаны с силой вспышки. Бывают слабые вспышки, которые производят огромное число тяжёлых протонов. А бывают события очень крупные, но этих частиц производят в меньшем количестве.

Ц.: Почему так?

С.Б.: В определенном смысле это физическая загадка…

Так вот, данная вспышка, судя по тому, как о ней сообщается, к протонным событиям не относится. В этом смысле она какой-то избыточной угрозы для космических аппаратов, большей, чем обычно, не представляет. Но объёмы выброшенной плазмы, безусловно, очень крупные, и в этом смысле воздействие на Землю тоже крупное – в том, что касается жёсткого излучения, общего числа частиц, не тяжёлых, а в целом…

Так не должно быть. Но – есть…

Ц.: Кстати, о физических загадках. Вот вроде бы сейчас период спокойного Солнца, и даже вообще на нём какое-то время даже пятен не было, что вызвало некое волнение у учёных. И тут вдруг такая крупная вспышка. Это вроде бы противоречит закономерности? Наука не знает ответа, почему так произошло?

С.Б.: Наука ответа, может быть, не знает, но может предполагать. В целом, вы правы, Солнце имеет цикличную активность. Оно раз в 11 лет достигает максимума, когда производит большое число вспышек. А потом приходит минимум активности. Соответственно, сейчас от периода максимума пять лет уже прошло, так что мы находимся близко к точке минимума.

И ситуация действительно не очень понятная. Дело в том, что, вообще говоря, наука, скорее, отрицает возможность сильных вспышек в минимуме Солнца. Ведь вспышки производятся теми магнитными полями, которые на Солнце формируются, что имеют избыточную энергию. Если говорить образно, то эти поля – в этом, собственно, и природа солнечного цикла — раз в 11 лет подплывают к поверхности Солнца и как бы выходят наружу. И тем производят вспышки. А в минимуме они опускаются глубоко вглубь Солнца, на глубину порядка где-то 200 тысяч километров. Это треть солнечного радиуса. То есть довольно глубоко опускаются вниз, и считается, что из таких глубин они на поверхность выплывать просто не могут.

И вот теперь мы, тем не менее, видим, что сейчас, когда поля находятся там внизу, каким-то образом огромный магнитный поток всплыл на поверхность Солнца и сформировал группу солнечных пятен. Она видна на изображениях. И конечно, в определённом смысле это противоречит теории, которая сейчас есть.

Поэтому, когда говорят, что нынешняя вспышка необычная, — она на самом деле ещё более необычная, чем можно предположить. И необычность не только в том, что она пришлась на минимум солнечного цикла, но и в том, что в каком-то смысле она не укладывается в стандартные представления о динамике магнитного поля Солнца.

Конечно, это явление будет пристально изучаться с этой стороны.

земля
Фото: www.globallookpress.com

Ведь Солнце – оно живое…

Ц.: То есть можно попугать публику, тем, что всякие алармисты, что кричат, будто Солнце вот-вот взорвётся, могут оказаться правы? Ну, раз уж такие странные явления происходят на звезде, от которой зависит вся жизнь на Земле и вообще судьба всей Солнечной системы…

С.Б.: Ну, давайте попугаем, да. Только, надеюсь, не получится.

Дело в том, что Солнце в каком-то смысле — живой объект. Живой не в плане биологическом, конечно, а в плане того, что оно меняется, имеет сложную эволюцию. Оно не работает как часы, оно работает довольно сложным способом, не до конца нам понятным. И в этом смысле, можно сказать, живёт.

Известно из истории, что на Солнце бывали довольно крупные перерывы активности, когда оно сбивалось со своего ритма на десятилетия, и даже на столетия. И поэтому сам факт, что Солнце сработало как-то необычно, не является исключительным. Это не стало таким уж очень редким случаем. Это поведение нашего светила, скорее, свидетельство о том, что Солнце — это сложный организм, не до конца нам понятный.