Москве выгодно сохранение статус-кво, пока страна не обретет силу империи

Дональд Трамп и генсек ООН Антониу Гутерреш обсудят реформу ООН с лидерами других стран на совещании, которое состоится 18 сентября, накануне 72-й сессии Генассамблеи международной организации. При этом Владимир Путин на встречу не приглашен, сообщил его помощник Юрий Ушаков. О том, что президента России вот уже второй год не будет на самой Генассамблее ООН, активно писали СМИ, намекая на возможную осторожность российского лидера в условиях усиливающейся конфронтации с Америкой. Что же, это вполне разумно.

Между тем бьющая в глаза невежливость Трампа, его навязчивое стремление произвести фундаментальные изменения в ключевой для международной безопасности организации в отсутствие других основных «акционеров» — России и Китая — как раз и выглядят как испуг, как опасение сильной оппозиции своим сепаратным планам. Другая возможная причина — тактическая. Президент США хочет без помех сформировать пул стран — сторонников реформы, чтобы затем атаковать ООН от имени не только Америки, но и своих сателлитов в этом вопросе.

Пока основные претензии Трампа сфокусированы на финансировании ООН. Действительно, США вносят львиную долю — почти четверть всего бюджета организации. Однако в этом нет несправедливости. Америка обязана этим своей успешной экономике, ведь основой для расчета взноса в бюджет ООН является платежеспособность страны. Другое дело, что в обмен на щедрый поток долларов американцы — и бизнесмен Трамп первый среди них — хотят получить максимум политического влияния или хотя бы аргумент в политическом торге.

Понять позицию Трампа по ООН позволяет аналогичная недавняя история с НАТО. Несмотря на значение альянса для США — все-таки речь шла о военных союзниках и покупателях американского оружия, — требование к должному финансированию со стороны каждого его члена было очень настойчивым. Но стоило Германии «прогнуться», пообещать исполнять свои обязательства в полном объеме, как Трамп удовлетворенно отстал от Берлина. Кажется, с ООН эта история может повториться.

Для России был бы выгоден именно такой вариант развития событий. Реформа без реформы — вот что нам нужно сейчас. Россию устраивают любые изменения порядка финансирования и даже структуры ООН, если они не затрагивают механизм принятия решений, главный элемент которого — право вето постоянных членов Совбеза. Расширение числа членов Совбеза? Пожалуйста! Увеличение собственного взноса в казну ООН? Тоже. Главное, продлить возможность ветировать предлагаемые Западом недружественные нам решения. Право, завоеванное русским народом в 1945-м.

Для чего? Чтобы выиграть время. Чтобы до начала возможной новой войны за передел мира успеть восстановить военную и экономическую мощь страны до бесспорного уровня. Если же войны удастся избежать, то любые изменения в архитектуре международной безопасности Россия сможет проводить с позиции силы.

Трамп
Фото: Charlie Neibergall/AP/TASS

«Вы проиграли в холодной войне»

Именно вокруг права вето ломаются копья в ООН. Создавшие организацию державы-победители оговорили себе особый статус по праву сильного, однако с тех пор мир сильно изменился. Число стран — членов ООН выросло чуть ли не вчетверо. Оклемались после поражения во Второй мировой войне Германия и Япония. Усилились Индия, Бразилия, Пакистан. Молодые и зубастые претенденты жаждут заполучить статус постоянного члена Совбеза, а если нет, то низвергнуть нынешних лидеров до своего положения. Давление «снизу» нарастает.

«Сверху» происходят свои процессы, также не способствующие сохранению статус-кво. Американские неоконсерваторы настроены по отношению к ООН крайне агрессивно, буквально не воспринимая ее как достойного своей роли регулятора международных отношений. Недаром на должность постоянного представителя США в организации всегда назначались именно «ястребы». «Ведь вы проиграли в холодной войне», — бросила как-то упрек Саманта Пауэр своему визави Виталию Чуркину. Обоих уже нет в ООН, но политическая линия «ястребов» все та же.

Кстати, мечту неоконов выражал в свое время как всегда крайний Джон Маккейн, предлагавший заменить ООН некой «Лигой демократий». На деле это означало бы создание параллельной структуры управления мировым порядком во главе с США. Случись такое, и ситуация фактического двоевластия очень быстро приведет мир к глобальной войне. Предлагаемые сейчас варианты реформирования ООН: увеличение числа постоянных членов Совбеза, добровольное (предложение француза Лорана Фабиуса) ограничение ими своего права вето — попытка выбрать меньшее зло.

Однако если Франция, вошедшая в число держав — основателей ООН, лишь благодаря шарму генерала де Голля может позволить себе эксперименты, то Россию, заплатившую за 70 лет послевоенного мира десятками миллионов жизней, такой компромисс не устраивает. Холодное равнодушие к предлагаемым в ООН фундаментальным новациям — пожалуй, лучшая тактика для Москвы. Отсутствие Путина на предстоящем совещании Трампа с Гуттерешем как раз отражает такую позицию. Пусть вспомнят, кто был настоящим победителем в 1945-м.