Для разрешения кризиса вокруг КНДР хорошо подходит опыт 55-летней давности

Ситуация вокруг Северной Кореи напоминает одновременно и всё туже заворачивающийся клубок, и воронку, в которую легко угодить и практически невозможно вылезти. Или даже вовсе клубок, стремительно смывающийся в воронку. Причём клубок змей, старательно и с выдумкой кусающих друг друга. И смывающихся в ничто… 

Логический тупик

Как написал в своём блоге председатель комитета Государственной думы по международным делам Леонид Слуцкий, «ситуация вокруг Северной Кореи зашла в логический тупик». «Это наиболее точная формулировка на данный момент: КНДР провоцирует США всё новыми и новыми испытаниями в рамках своей ядерной и ракетной программ, а США провоцируют северных корейцев на новые демонстрации своими угрозами применить против них вооружённую силу», — отметил он.

Этой ситуацией сегодня озабочены все здравомыслящие — и даже не очень — политики великих и прилегающих к региону держав. Собственно, озабочены они давно, но просто на днях — особенно после успешного испытания в Северной Корее водородной бомбы — всем как-то стало отчётливо ясно, что дальше всё, аут. С плавным переходом на всеобщую драку, мировую войну и взаимное гарантированное уничтожение.

Отчего так?

Линия первая

Линия первая — американская. После испытаний водородной бомбы в КНДР американцы в очередной раз заявили, что не исключают военного решения корейского кризиса. Военное решение, однако, невозможно, что очень хорошо понимают как раз военные. Легко было побомбить в пустыне иракскую армию, а потом предложить генералам Саддама жирненького барашка в виде сохранения жизни с вдохновляющим финансовым бонусом. То есть генералов вдохновили на фактический роспуск иракской армии. Саддама повесили. И что, стало лучше? Нет. В конечном итоге стало никак: американцы после череды жертв от самых разнообразных партизан и фантастических финансовых затрат свою армию вывели, и Ирак обвалился вообще в исламистский терроризм. Не сам, конечно: на его территории образовалось террористическое «Исламское государство» (ИГ), запрещённое в России. Итог: новые жертвы, новые траты, фактический распад страны на шиитскую, суннитскую и курдскую части.

Хочет ли этой доли Северная Корея? Смешной вопрос. На него с фирменной своей сардонической образностью ответил российский президент Владимир Путин, как раз Ирак по пути и вспомнив: «Страна разрушена, сам Саддам Хусейн повешен. Послушайте, это же все знают, это все помнят. И в Северной Корее это хорошо знают и помнят. И вы думаете, что в силу принятия каких-то санкций Северная Корея откажется от того курса, который она взяла на создание оружия массового уничтожения?»

Путин
Фото:Сергей Бобылев/фотохост-агентство ТАСС

Логично? Логично. Но тупик: «Использование санкций любого рода в данном случае уже является бесполезным и неэффективным. Как я сказал одному из своих коллег: «Траву будут есть, понимаете? Но не откажутся от этой программы, если не будут чувствовать себя в безопасности».

Линия вторая

Отсюда линия вторая — северокорейская. Лидер КНДР Ким Чен Ын, похоже, уже забавляется, демонстративно дёргая тигра за усы. Проверяет американцев на слабо, устраивая одно испытание за другим и сыпля при этом язвительно-угрожающими комментариями. То он Южную Корею опустошит, то по Гуаму американскому ударит, а то и собственно Штаты визитом своих ракет посулит облагодетельствовать.

А американцам воевать не хочется. Потому что не можется. Потому что возвращаемся к пункту первому: Ирак победить было легко, а как ты победишь консолидированный вокруг своего руководства народ и режим, где все стоят заедино, как пуговицы Райкина, насмерть? А кто, утомившись испытаниями атомных бомб, посапывать начнёт во время выступления дорогого руководителя, тот точно выспится. Правда, посапывать уже не будет.

Ядерными зарядами — не годится. В двух шагах Россия и Китай, а они согласия своего на такой вариант упорно не дают, а в случае своевольства и обидеться могут. Вплоть до членовредительства американской финансовой системы одни и военной — другие.

Крылатыми ракетами по полигонам — тоже. Опять же, те двое из ларца из-за угла внимательно так приглядываются, желваки собственных ракет катают. Не то чтобы Кима защищать — себя. Но тут всё так тесно, что небольшая ошибка — а мы теперь по Сирии знаем, сколь фатально и сколь массово способны ошибаться «Томагавки», — и смотри вариант выше.

К тому же Южную Корею жалко. Не саму, понятно — англосаксы на жалость не к себе просто неспособны, — а тот великолепный плацдарм на чувствительном кончике Евразии, то есть соперничающего с «Атлантией» «Хартленда».

Ну а про ввод американских войск и вовсе никто речи не ведёт. Победа прямой интервенции невозможна в силу тех же причин — ракет, водородных бомб и консолидации народа вокруг государственного руководства. А последствия непредсказуемы. Впрочем, наоборот: всё равно придётся на каком-то этапе останавливаться, а потом и уходить, иначе всё тот же проклятый пункт первый…  

Гуам
Авиабаза США на острове Гуам. Фото: Tech. Sgt. Richard P. Ebensberge/DPA/TASS

Линия третья 

Что остаётся?

Остаётся линия третья — жалко хныкать о санкциях, вызывая нездоровый смех товарища Кима и угрозы проверить результативность ракетно-ядерной программы на военной базе США на острове Гуам. На что опять же ответить нечем, кроме нового хныканья о новых санкциях.

При этом и Россия, и Китай недвусмысленно дали понять, что больше на их поддержку в Совбезе ООН рассчитывать по этому вопросу не стоит. В Москве ещё и издевнулись, призвав согласиться, что странно боло бы требовать участия в санкциях против КНДР от страны, которую подвергли санкциям вместе с КНДР. А Путин ещё и к гуманизму призвал: «Как бы мы ни воздействовали на Северную Корею, курс руководства Северной Кореи не изменится, а страдания миллионов людей могут быть многократно увеличены». Точно, с Махатмы Ганди пример берёт…

Нет выхода? И рано или поздно это стучание лбом о стену тупика приведёт к войне? Просто потому, что ничего не останется, как достучаться?

Может быть, и так. А может быть, выход из тупика надо поискать там, где был вход в него.

Ведь что ключевое в северокорейском вопросе? «Ключевая задача здесь — сделать так, чтобы КНДР была уверена в своей безопасности, — отвечает Леонид Слуцкий. — Это прежде всего значит, что США такую безопасность должны гарантировать».

Это решение должно сопровождаться также и взаимными обязательствами между Северной и Южной Кореей не провоцировать дальнейшую напряжённость, в том числе и учениями вблизи линии разделения, а также учениями в регионе с участием Вооружённых сил США. То есть Пентагон, по сути, должен заморозить свою «корейскую» активность, уверен политик. «В свою очередь, — считает Слуцкий, — Китай и Россия могли бы при заключении соответствующего соглашения и возврате к переговорному процессу стать гарантами того, что КНДР не будет применять ни ядерное, ни ракетное оружие».

Да, но тут-то и возникают основные сложности. А как обеспечивать эти гарантии?

И здесь на память приходит история кубинского кризиса 1962 года. Тогда американцы тоже гневаться изволили на неудобный им режим на острове. И тогдашний Ын в лице Фиделя Кастро Рус долго, часто, красноречиво и артистично клял американский империализм и приглашал попробовать напасть на Кубу. Попробовали. Оказалось, залив Свиней — не более приятное место для получения вооружённой пощёчины, как и, например, будущий Сайгон.

И ракеты были. Правда, не свои, а доставленные в процессе операции «Анадырь». Но ведь Вашингтону, в принципе, всё равно было бы, латиницей или кириллицей нанесена маркировка на боеприпасе, от которого всё равно ничего не осталось, вместе с половиной города.

Вот Вашингтон и забегал, тоже разрываясь между желанием покарать наглецов и невозможностью это сделать ввиду неприемлемого количества килотонн в ответной реплике. И ведь закончилось всё… Всё же хорошо закончилось, взаимоприемлемо. Ракеты с Кубы вывезли обратно. Но за это Америка священнейшим образом поклялась, что никогда не станет нападать и тем более вторгаться на Кубу. Даже флот возле её территориальных вод постарается нечасто демонстрировать. Тем более учения проводить.

И вот чем не вариант для Кореи? Например, что США клянутся не беспокоить больше Северную Корею своим недобрым вниманием, а та в ответ обещает свернуть свою военную атомно-ракетную программу. А в обеспечение хотя бы низкого уровня взаимного доверия пригласить гарантами договорённости Россию и Китай, которые при известных условиях могут даже предложить складировать уже имеющееся северокорейское ядерное оружие на своей территории. Но при малейшей угрозе со стороны США демонстративно и торжественно вернуть его в благодарные руки товарища Кима.

Переговоры, конечно, должны быть долгими и мучительными. Но это, в принципе, хоть какой-то свет по ту сторону тупика, который напротив стенки.

Нет, воронки…