На только что закончившемся форуме стран БРИКС сформулирована новая цель: расширение сотрудничества с целью создать единый блок «растущих экономик»
Председатель КНР Си Цзиньпин не сказал слова «блок». Но он констатировал, что «сотрудничество стран БРИКС сейчас находится на решающем этапе». И он назвал второе десятилетие сотрудничества этой группы государств «золотым десятилетием» — если, конечно, сотрудничество будет продолжаться и расширяться.
Единый голос единого блока?
А чего бы сотрудничеству и не расширяться, коли ради этого прилагаются громадные усилия всех пяти очень разных на самом деле стран. С очень разными историями, разными внутри- и внешнеполитическими реальностями и разными экономическими потенциалами. Словом, со всем — очень разным, но все пять очень разных лидеров на саммите в Китае приложили реальные усилия для разрешения противоречий и нахождения путей к сотрудничеству там, где это возможно.
Так, в частности, Китай и Индия взаимно спрятали клыки, которые демонстрировали друг другу в ходе летнего конфликта вокруг спорного плато Доклам в Гималаях. О чём конкретно уговорились, и кто уступил в этой войне характеров, пока неясно. Не вернулись из Китая ещё специалисты, способные, а главное, не раз уже проливавшие свет в интервью Царьграду на истинное движение теней в глубинах азиатской политики. Однако сообщается, что на встрече в Сямэне, городе, где проходил саммит, было официально зафиксировано примирение Дели с Пекином.
Припрятал Китай и клыки экономические. Не секрет, что основная опасность, ощущаемая от него даже лучшими партнёрами (вроде России), — слишком большая мощь и слишком большие «проникательные» возможности его экономики. Говоря просто и недипломатично, не поставь протекционистских барьеров китайским товарам — будешь потом как Америка бегать и хныкать, что рынок задавлен китайцами, производство тоже всё у них, баланс между валютами в пользу юаня. И вообще Китай способен обрушить твою экономику, просто предъявив к оплате ценные бумаги, которыми ты расплачивался за его товары.
А поскольку организовать Пекину столько мелких, но болезненных докук и неприятностей, как США, ни одна страна БРИКС не может (да и не хочет), то и тезисы свободной торговли, которым вроде бы положено быть целью экономических блоков, взаимодействие здесь скорее тормозят, нежели облегчают. Вернее, не сами, а опасения, как бы не случилось того, что в одной русской сказке: строили звери домик, а потом в него влез медведь и автоматически превратил общежитие в кучу поломанных стройматериалов.
И вот на этом саммите Пекин постарался по максимуму снять эти опасения. Вроде бы достигнут прогресс в его отношениях с Бразилией, которая шесть лет назад не позволила сделать Китаю большие инвестиции в своё сельское хозяйство. Это если дипломатично формулировать. А на простом человеческом языке — не дала купить большое количество земли.
Удалось загладить и вопросы в отношениях с Россией, в экономике которой объём накопленных прямых китайских инвестиций вырос в прошлом году на 12 процентов. В условиях, когда благословенные контрсанкции позволили вытащить многие сектора хозяйства из-под асфальтового катка Европы, России как-то совсем не интересно превратить свою экономику в плоский лист под прессом Китая. Так что протекционизм остаётся на повестке дня.
В свою очередь президенту Путину удалось растопить холодок в отношениях с Индией, возникший, правда, больше из-за попыток Дели объехать интересы России, особенно в военных поставках (ну, и из-за слишком большой любви Москвы и Пекина). На встрече в Сямэне, по уверениям сторон, удалось поднять отношения «на новый качественный уровень».
Второй день встречи лидеров БРИКС в Китае. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Вот в этих условиях председатель Си и предложил продолжить расширение взаимовыгодного и взаимовыигрышного торгово-экономического сотрудничества в рамках БРИКС и активизацию культурных и гуманитарных обменов. Потому что это — внимание! — поможет БРИКС стать прочнее и стабильнее и обрести более громкий, сильный, и, возможно, даже единый голос в международных делах.
И вот саммит БРИКС в Сямэне, по мнению главы китайского государства, показывает, что эта группа стран стремится к улучшению механизмов сотрудничества, чтобы сформировать более прочное партнёрство и достичь ещё более блестящего будущего.
Поступиться своим ради общего
Кстати, будущее действительно может оказаться неплохим, если рассмотреть эволюцию организации. БРИКС был основан в июне 2006 году на Петербургском экономическом форуме. В него входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. В общем, они дают сегодня 31% мирового ВВП. Существуют совместные органы — деловой совет, банк развития, что-то вроде согласовательного совещания по пулу резервных валют.
И, пожалуй, действительно похоже, что на этой встрече страны БРИКС на самом деле нащупали путь к этому самому ещё более блестящему будущему. А скорее — даже два пути.
Один — политический. Тот же Си Цзиньпин посулил на путях совместного сотрудничества и координации превращение БРИКС в один из центров силы нового, многополярного мира. Как он сказал, «всё более тесные связи государств блока с остальным миром требуют того, чтобы именно наши пять стран играли более активную роль в управлении миром, (ибо) многие конфликты не могут быть разрешены без нас».
А вместе Москва и Пекин пообещали партнёрам некую реформу Совета Безопасности ООН, чтобы придать Бразилии, Индии и ЮАР «больше политического веса».
Второй путь к достижению симфонии интересов — экономический, что естественно. Однако не в направлении облегчения взаимных обменов — где, как сказано, интересы подчас весьма сильно расходятся, — а в направлении выработки и создания общих институтов. Таких, например, как общий банк БРИКС.
Нет, разговоры о совместном инвестиционном институте шли уже не раз и не один год. Более того, совместный банк — Новый банк развития (НБР БРИКС) — уже создан. И с момента создания он утвердил 11 проектов с использованием кредитов общей суммой свыше 3 миллиардов долларов. Правда, большая часть средств вложена в проекты в области возобновляемых видов источников энергии, что, как все понимают, больше пристало какому-нибудь объединению экологов, нежели пулу стран, вырабатывающих треть мировой экономики.
Поэтому на повестке дня сам собою встаёт вопрос превращения этого банка в настоящий общий инвестиционный фонд. Для взаимного полива своих экономик свободными деньгами. Очень примечательно в этом смысле, что как раз на саммите как раз Китай сделал символический, но… в общем, символический, но важный именно символикой подарок: субсидировал 4 миллиона долларов США в качестве резервного фонда развития НБР БРИКС.
Возможно, на этом пути и лежит действительно блестящее будущее БРИКС. Как единого блока стран, помогающих друг другу наращивать свой потенциал не механическим соединением отдельных потенциалов, а их общим перемножением.
Нет Комментариев