Одним из основных направлений внешнеполитического пакета действующего президента США Дональда Трампа, который он озвучил в рамках своей предвыборной программы, были улучшение и общая нормализация двусторонних отношений Москвы и Вашингтона.

 

Примечательно, что эти тезисы Трамп подтвердил и на встрече с президентом Финляндии Сауле Нийнистё, добавив, что Россия – это большая страна, обладающая ядерным оружием, с которой Соединенным Штатам нужно поладить в целях обеспечения национальной и глобальной безопасности.

Другой вопрос, что за то время, пока Трамп находится у власти, отношения России и США не только не улучшились, но и еще дальше ушли вниз по сравнению с временами предыдущего главы Белого дома Барака Обамы.

Научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Константин Блохин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что сегодня в связи с российско-американскими отношениями возникает ассоциация с замкнутым кругом.

«И все, что бы здесь не делалось и не происходило, для США, в любом случае, плохо. Например, можно рассмотреть вариант качественного улучшения двусторонних российско-американских отношений. Это ситуация, когда Москва покажет прямую заинтересованность в улучшении отношений России и США, а также будет проводить свою внешнюю политику в фарватере Вашингтона», — заключает Блохин.

Ведь не секрет, что текущее ухудшение отношений России и США связано не с положение дел в Сирии или, тем более, на Украине, а с тем, что Москва уже много лет проводит последовательную политику, направленную на отстаивание национальных интересов в мире, причем даже в том случае, если такой курс входит в прямое противоречие с американской внешнеполитической линией.

В США воспринимают такое поведение России, как вызов, поскольку в Вашингтоне уверены, что американцы выиграли Холодную войну и в силу этого имеют право диктовать свою линию всему остальному миру, невзирая на чужие региональные или национальные интересы.

«При этом, даже в случае смены принципов внешней политики Москвы, все противники Трампа, в первую очередь в лице Конгресса США, американского политического истеблишмента или как сегодня модно говорить – «deep state», т.е. глубинного государства, заговорят о том, что все это свидетельствует о соглашении между Трампом и президентом РФ Владимиром Путиным и сделают на этот счет много разнообразных и категоричных заявлений», — констатирует Блохин.

По словам Константина Владимировича, в таком случае в США сразу же возникнет интерпретация такого «поворота» в отношениях между Москвой и Вашингтоном, как свидетельства того, что между Трампом и Путиным существует тайный сговор, а президент США является прямым ставленником Кремля.

«В случае того, если Россия и дальше будет отстаивать свои национальные интересы так же рьяно и последовательно, как мы это делаем сегодня, то американские политики и дальше продолжать заявлять, что наша страна является экзистенциональной угрозой для Соединенных Штатов. Поэтому здесь и не приходится рассчитывать на какое-то качественное изменение ситуации», — резюмирует Блохин.

Собственно, такая точка зрения и является основанием популярной в настоящий момент в США политической линии, что Россия якобы является угрозой для американских национальных интересов и что ее необходимо из-за этого сдерживать.

«Что касается последнего заявления Трампа, то он много чего говорил на этот счет – можно ведь вспомнить и его разговор с сенатором Джоном Маккейном, который свелся к тому, что они согласились, что Соединенным Штатам необходимо сдерживать Россию. Поэтому, если мы посмотрим на все заявления не только Трампа, но и госсекретаря Рекса Тиллерсона по России, то увидим, что они постоянно разнятся и зависят от сиюминутный конъюнктуры», — заключает Блохин.

Кроме того, в рамках данного заявления Трампа не нужно забывать про то, что оно было сделано на переговорах с главой Финляндии, т.е. близкой к России страной, для которой большой проблемой является кризис в отношениях между Москвой и Западом, а также перспективы его дальнейшего углубления.

«Все это и объясняет данное заявление Трампа, поэтому можно предположить, что в следующий раз он выскажется насчет России иначе ввиду того жесткого политического прессинга, который оказывается на Белый дом политическим истеблишментом США», — констатирует Блохин.

Эксперт считает, что нельзя сразу отметать и того факта, что Трамп, возможно, искренне хочет улучшения двусторонних отношений с Россией, но вряд ли ему в Вашингтоне дадут это так просто сделать.

«Дело в том, что как от первоначальной команды Трампа, так и от его предвыборных политических устремлений на сегодня осталось и следа. Единственное, что может кардинальным образом поменять этот взгляд США на Россию, то это этой новый вызов и новая угроза совершенного иного качественного порядка американской гегемонии мире в лице динамично растущей мощи Китая. Поэтому, если Вашингтон не хочет еще больше консолидировать текущий российско-китайский тандем, то ему придется начать улучшать свои двусторонние отношения с Россией и делать это уже сегодня», — резюмирует Блохин.

Это обстоятельство действительно может заставить США скорректировать свою российскую политику и сделать ее гибче, поскольку текущая линия Вашингтона способствует только усилению связки России и Китая, что, в конечном счете, ослабляет американские позиции в современном мире.

«Поэтому, если компонент smart power, т.е. «умной силы», будет больше присутствовать во внешней политике США, то тогда возможно серьезное корректирование курса Вашингтона по России, но пока об этом говорить не приходится», — заключает Блохин.

Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»