26 августа 1877 года завершилась великая Шипкинская оборона. Она стала святыней болгарского народа, память о которой жива и в наши дни, как и вообще память об Освободительной войне

 Один день в истории: оборона Шипки

На каждой литургии в болгарских храмах молятся за упокой души Императора Александра Николаевича и его христолюбивого воинства. В центре Софии возвышается монумент Царю-Освободителю, по всей стране стоят памятники русским воинам, и ни один из них ни в царские, ни в советские, ни в демократические времена не был ни осквернен, ни разрушен.

15 (27) июня 1877 г. русские войска успешно форсировали Дунай и захватили плацдармы для развития наступления. 25 июня (7 июля) Передовой отряд под командованием генерал-лейтенанта Иосифа Владимировича Гурко занял древнюю болгарскую столицу — Тырново, а затем перешёл Балканский хребет. Русские вышли в тыл к туркам, которые сторожили Шипкинский перевал. Войска Гурко разбили турецкие войска у Казанлыка и приблизились с юга к Шипкинскому перевалу. Оборонявший его Хулюсси-паша поспешно покинул перевал, бросив пушки. Шипка была немедленно занята отрядом генерала Святополка-Мирского.

1 (23) июля русские войска освободили Стара Загору. Однако вскоре сюда подошёл переброшенный из Албании 20 тысячный корпус Сулеймана-паши, который был назначен командующим Балканской армией. 19 (31) июля у Стара Загоры произошло ожесточённое сражение. Русские солдаты и болгарские ополченцы под командованием генерала Николая Григорьевича Столетова нанесли врагу большой урон. Но силы были неравные, и передовой отряд был вынужден отступить к перевалам, где вошёл в состав войск генерал-лейтенанта Фёдора Федровича Радецкого (командира VIII корпуса).

Главной задачей Радецкого было не допустить прохода через Шипкинский перевал огромной армии Сулеймана-паши, которая смогла бы деблокировать осажденную русскими войсками Плевну и отбросить их за Дунай. Из-за стратегической важности, перевал нужно было удержать. 8 августа Сулемйман-паша сосредоточил против русских войск на Шипке 28 тыс. солдат и 36 орудий. У генерал-майора Столетова в это время было только около 4 тыс. человек, половина из которых были болгарские ополченцы. Утром 9 августа турки открыли артиллерийский огонь, а затем перешли в атаку с юга и востока. Яростный бой шёл весь день, но русские смогли отразить натиск противника.

Радецкий, получив известие о вражеском наступлении, двинул к Шипке резерв — 4-ю стрелковую бригаду, которую  возглавил лично. На рассвете 11 августа турки снова пошли в атаку. К этому времени наши войска уже понесли большой урон, а к полудню стали подходить к концу боеприпасы. Атаки турок следовали одна за другой, к 10 часам русские позиции были охвачены с трёх сторон, в 2 часа черкесы зашли даже в тыл, но были отброшены. В 17 часов турецкие войска, атаковавшие с западной стороны, захватили так называемую Боковую горку, и появилась угроза прорыва центральной части позиции.

Положение уже было почти безнадёжным, когда в 7 часов появился 16-й стрелковый батальон, который Радецкий посадил на казачьи лошади, по 2-3 человек на каждую. Появление свежих сил воодушевило защитников, и они смогли отбросить турок. Боковая горка была отбита. Затем подошли остальные части 4-й стрелковой бригады и натиск противника был отбит по всем направлениям. Русские войска смогли удержать Шипку. Но и турецкие войска по-прежнему обладали превосходством и их боевые позиции располагались лишь в нескольких сотнях шагов от русских. На рассвете турецкие войска снова пошли в наступление, ударив по центру русских позиций. Но турецкие атаки были отражены по всем направлениям.

За шесть дней боёв на Шипке русские потеряли до 3350 человек (в том числе 500 болгар), т. е. фактически весь первоначальный гарнизон. Турецкие потери были выше — около 8 тыс. человек (по другим данным — 12 тыс.). В результате русские войска смогли одержать крупную стратегическую победу, а оборона Шипки навсегда стала символом стойкости и мужества православных воинов.