Состоявшийся в Москве мировой смотр военных оркестров наглядно развенчал миф о «международной изоляции» России
Россия, «разорванная в клочья» и «наглухо изолированная от внешнего мира» – по версии Вашингтона, принимает в Москве на Красной площади фестиваль военных оркестров «Спасская башня», в рамках которого музыкальные коллективы из стран НАТО и Запада играют едва ли не главную роль. Такой вот парадокс и когнитивный диссонанс в одном флаконе!
Даже почти трехчасовая программа генеральной репетиции фестиваля, на которой нам удалось накануне побывать, оказалась не в состоянии вместить всех потенциальных участников. Что вполне естественно с учетом того, что каждому коллективу требовалось определенное время для выступления, растягивать которое до бесконечности у организаторов не было никакой возможности.
Тем не менее, они постарались представить зрителям максимально разнообразную артистическую и, в то же время, геополитическую палитру. Думаю, что моя догадка насчет геополитики вполне обоснована. Потому что фестиваль такого уровня, проходящий не где-нибудь, а на Красной площади, под сенью главной башни Кремля, по определению является не только музыкальным, но и большим политическим событием.
И присутствие в столице России военных музыкантов из ряда стран НАТО абсолютно четко указывает, как минимум, на неоднозначность современной мировой политической ситуации. Ведь только очень наивный человек может думать, что поездка в Москву, например, кельтского оркестра волынок и барабанов Евросоюза, основное ядро музыкантов которого – выходцы из Северной Ирландии и Шотландии, могла состояться без согласования с властями Великобритании. А тем более, вопреки их воле. Никому ведь не хочется подвергнуться у себя на родине публичному остракизму, обвинениям в предательстве и в агентурной работе на Путина. А заодно, что немаловажно, рисковать потерей престижных правительственных ангажементов.
Присутствие ансамблей из западных стран на московском военном фестивале сегодня куда более ощутимо, чем два года назад, когда весь Запад носился с пугалом «российской агрессии» и выставлял Россию в качестве главной угрозы всему человечеству. И хотя сегодня его официальная пропаганда продолжает дудеть в ту же дуду, на более массовом, общественном уровне настроения очевидно меняются. Западный обыватель явно заждался русских танков у порога соседней булочной и потому все меньше доверяет болтовне собственных политиканов на эту изначально мертворожденную тему.
И соответственно начинает все чаще вспоминать, что Россия это довольно таки важная и могущественная соседняя страна, с которой желательно не бить горшки без особых на то причин, но строго наоборот – находить общий язык, или даже, по возможности, петь общие песни. Как, например, это сделал в Москве оркестр корпуса карабинеров вооруженных сил Италии, исполнивший фрагмент знаменитого советского шлягера 60-х годов «Я шагаю по Москве».
Позитивная эволюция политической географии московского музыкального фестиваля явно плохая новость для всех профессиональных западных недоброжелателей России и, конечно же — для патологических русофобов, обосновавшихся ныне в Киеве. Которые близоруко строили политику и связывали свои перспективы исключительно с дальнейшей международной изоляцией России и усилением давления на нее.
Сегодня уже достаточно очевидно, что реальный тренд мировой политики движется в прямо противоположную сторону. Россия оказалась явно не той страной, которую кто-нибудь может изолировать. А любые попытки такого рода ведут только к тому, что в изоляции рискует оказаться сам изолятор.
Московский военно-музыкальный фестиваль стал тому убедительным подтверждением. Присутствие на его площадке представителей двух крупнейших держав мира – Индии и Китая, даже несмотря на довольно прохладные отношения между этими двумя государствами, четко указывает на то, что объективная значимость добрых отношений с Россией для них превыше любых междоусобных разногласий.
Кстати выступление китайских артистов, произвело на публику особенно глубокое впечатление. На этот раз великую страну на Востоке представлял не оркестр вооруженных сил, а даосские монахи из Уданшаня. Но это не только не внесло дисгармонии в военно-музыкальное действо, но и напротив придало ему особую духовную утонченность и смысловую значимость. Китайцы в свойственной им метафоричной манере сумели передать языком музыки и танцевальной пластики, всю мудрость своей древней цивилизации, своего рода послание ко всему Человечеству о необходимости мира и взаимопонимания между людьми.
К этому многовековой выдержки посланию присоединились все участники фестиваля «Спасская башня», которые выстроились на Красной площади под звуки известной песни в исполнении Тамары Гвердцетели, слова которой в этой многоликой, практически всемирной аудитории прозвучали особенно символично и весомо.
Не надо ворошить их прах, но в этот вечер,
Чтобы развеять в мире мрак, зажгите свечи!
Пускай умолкнет гул вражды и злые речи,
На свете нет чужой беды — зажгите свечи!
Ничто не вечно под луной, никто не вечен,
Над сумасшедшей тишиной зажгите свечи!
И станьте чуточку добрей и человечней,
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи!
Впрочем, завершающим аккордом фестиваля стал не этот песенный миротворческий манифест, но торжественная увертюра Петра Ильича Чайковского «1812-й год». Весьма красноречивое напоминание о том, чем кончаются нашествия на Россию для тех, кто отказывается принять протянутую ей руку дружбы и мира.
Нет Комментариев