Польша требует «репараций» за Вторую мировую войну, к возникновению которой она и сама приложила руку. Однако польский премьер Беата Шидло — вслед за министром обороны и главой правящей партии — выставила счет за это Германии, за которой вскоре последует и Россия. Никаких денег поляки, конечно, не получат — лишь окончательно испортят отношения с Берлином и Москвой

Премьер-министр Польши Беата Шидло потребовала от Германии заплатить «репарации» за Вторую мировую войну, к возникновению которой Варшава и сама приложила руку, и которую поначалу вообще называли немецко-польской войной. Собственно, мировой она стала лишь после того, как Германии объявили войну — вместе со своими многочисленными колониями и доминионами — Британия и Франция.

По идее, именно к ним Варшава и должна предъявлять претензии насчет репараций. Ведь это Лондон и Париж втравили Польшу в безнадежную для нее войну со всеми вытекающими отсюда последствиями. Варшава ни за что бы не разругалась с Германией, с которой поддерживала перед этим самые добрые отношения, и с которой вместе еще недавно планировала совместный поход за новыми землями на восток, без обещаний военной помощи, которая ее «союзниками» не была оказана и даже не предусматривалась. Гитлеру они больше не доверяли. Гитлер больше не доверял полякам, разорвавшим в грубой форме выгодные для них отношения с Германией. Поэтому Польша должна была исчезнуть, чтобы немецкая армия вышла на границы России и вскоре завязала новую войну, ради которой Запад и выращивал Гитлера.

Кто в этом виноват? Все, включая поляков, кроме России, вынужденной реагировать на последствия чужой игры. Однако вину за эту трагедию польские политики возлагают на Берлин, и готовятся предъявить аналогичные претензии России, которая заплатила жизнями 600 тысяч своих солдат за освобождение Польши от немецкой оккупации, и добилась того, чтобы после войны территория страны не уменьшилась за счет включения в нее восточных районов Германии, откуда поляками были изгнаны самым бесцеремонным образом миллионы немцев. 

В Варшаве эксплуатируют старый миф 

«Польша говорит о справедливости. Польша говорит о том, что должно быть выполнено. Мы являемся жертвами Второй мировой войны. Мы являемся жертвами, которым ущерб никак еще не был возмещен», — заявила Шидло в четверг на пресс-конференции в Варшаве после заседания кабинета министров.

Шилдо
Премьер-министр Польши Беата Шидло: «Мы являемся жертвами Второй мировой войны».  Krystian Dobuszynski/Zuma/TASS

Таким образом, хотя сумма финансовых претензий публично не была названа, как таковые они теперь уже совершенно официально предъявлены — с намеком немцам поторговаться на этот счет.  

Аппетиты растут 

В 2004 году комиссия, созданная тогдашним мэром Варшавы Лехом Качиньским, позднее ставшим президентом страны, «установила», что во время Второй мировой войны одна только польская столица понесла убытки, эквивалентные сумме в 45 миллиардов долларов США. Поэтому можно не сомневаться, что сумма, которую поляки потребуют от немцев в виде «компенсации», будет не меньше сотни миллиардов долларов. А, скорее всего, и нескольких сотен миллиардов, если с процентами, ведь аппетиты поляков, считающих, что их поддержит в противостоянии с Германией США, постоянно растут.

В июле этого глава нынешнего польского режима председатель правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, брат погибшего в авиакатастрофе под Смоленском польского президента, утверждал, что Польша никогда не получала компенсации за «огромный военный ущерб», понесенный в годы войны, и что она якобы «до сих пор не восстановила» свои потери. 

Клоун, да не простой 

Еще дальше пошел скандальный министр обороны Польши Антоний Мачеревич, заявивший недавно, что с «юридической точки зрения Германия, бесспорно, несет ответственность за репарации, поскольку Польша-де никогда «не отказывалась от своих прав на получение компенсации за ущерб, нанесенный во время войны».

«Это неправда, что польское государство отказалось от причитавшихся ему немецких военных репараций. Это советская колония, именуемая Польской Народной Республикой, отказалась от части репараций, связанных с опять же марионеточным государством под названием Германская Демократическая Республика», — объявил Мачеревич. Он утверждал, что отказ Польши от репараций не был юридически оформлен, и это дает Варшаве основания вернуться к данному вопросу.

Выступая по случаю 73-й годовщины Варшавского восстания, Мачеревич обвинил также СССР, то есть Россию, в сговоре с нацистской Германией. По его словам, они хотели уничтожить поляков, которые «должны были отбить одновременно двух врагов, сговорившихся против существования польского народа».

«История последних 80 лет выглядела бы по-другому, если бы это небывалое поколение независимой Польши не было так ужасно истреблено, как это произошло из-за преступной немецкой и советской махины», — лил крокодилов слезы Мачеревич. По его словам, «эта часть истории началась с заключения пакта Молотова-Риббентропа», следующим этапом которой была «красная зараза и советские войска, ждущие, пока Варшава будет истреблена немецкими палачами, пока не будет совершена Волынская резня».

В общем, вся ложь в одном флаконе. Доктор Геббельс отдыхает. Тот же министр, кстати, обвинял Россию и в гибели Леха Качиньского под Смоленском. Москва якобы подстроила катастрофу польского правительственного самолета, хотя объективное расследование установило ее виновников — желавшего несмотря ни на что попиариться в Катыне польского президента и главкома ВВС, заставившего пилотов пойти на авантюру с посадкой в исключительно сложных погодных условиях. 

Позиция Германии 

В Берлине считают вопрос репараций урегулированным раз и навсегда. В августе 1953 года Польша добровольно отказалась от них сама, и соответствующие договоренности имеют обязывающий характер с точки зрения международного права. Современная Польша является правопреемником ПНР. Такова суть немецкой позиции.

По словам юриста Йохена Фровайна, мнение которого приводит официоз «Немецкая волна» (DW), вопрос репараций давно «прояснен с правовой точки зрения и разрешен». От их выплаты ФРГ освобождает и «Договор два плюс четыре», который регулирует отношения объединенной Германии со странами-победительницами во Второй мировой войне.

«От того, что в Польше изменилась Конституция и государственный строй, декларация не утрачивает юридической силы. Равно как и другие договоры, заключенные Польшей в тот период», — подчеркнул юрист.

С мнением экспертов-правоведов полностью солидарны немецкие политики, причем это единодушная солидарность, что так редко случается в ФРГ в наши дни.

Депутат бундестага от правящего Христианско-демократического союза (ХДС) Карл-Георг Велльман, отмечая, что договоренности 1953 года имеют обязывающий характер с точки зрения международного права, напоминает, что Польша ежегодно получает от Евросоюза дотаций на сумму 14 миллиардов евро в год, а Германия является крупнейшим донором ЕС.

бундестаг
В ФРГ существует консенсус, что Польша не имеет никакого права на репарации. Фото: www.globallookpress.com

«Германия всегда была на стороне Польши, активно добивалась ее членства не только в НАТО, но и в ЕС. Польша извлекла из этого колоссальную выгоду. Нынешние требования Варшавы не вызывают понимания в Европе», — цитирует политика DW.

Даже глава германо-польской парламентской группы в бундестаге Томас Норд, представляющий Левую партию, убежден, что предлагаемый Варшавой сценарий «международным правом не предусмотрен». Он считает, что речь в данном случае идет скорее о «политическом маневре» Варшавы, который следует рассматривать в контексте нынешнего конфликта Польши с Германией и ЕС, и что затея польских властей с репарациями преследует, прежде всего, цель набрать внутриполитические очки.

Такой же точки зрения придерживается и правительство ФРГ: политическую, моральную, финансовую ответственность за действия нацистской Германии во Второй мировой войне оно признает. Вынуждено признавать. Однако польских требований о репарациях это не касается: данный вопрос давно решен как с правовой, так и с политической точки зрения.

И Берлин вполне можно понять: благодаря немецким «репарациям» под видом дотаций на «выравнивание уровня развития» со стороны Евросоюза Польша расцвела за последние десятилетия, став одной из немногих стран, которым членство в ЕС пошло на пользу. В этой ситуации, убеждены в Берлине, вести речь еще о каких-то компенсациях просто неуместно, да и создавать заодно опасный для себя прецедент в условиях, когда Германия только что расплатилась за… Первую мировую войну. Проигравшие — всегда виноваты. Да и после Второй мировой уже прошло 72 года… Поколения немцев, родившихся после 1945 года, не несут за нее никакой моральной ответственности и никому ничего не должны. Ну а если сама Варшава хочет в очередной раз разругаться со всеми своими соседями и загнать себя в ситуацию, когда ей же самой будет прежде всего от всего этого плохо, то это — ее выбор.