Согласно Бундесбанку, ФРГ досрочно репатриировала около 1710 тонн или чуть более половины своего золотого запаса, по размерам которого она занимает второе место в мире

Германия досрочно репатриировала на свою территорию 50,6% золотого запаса из-за рубежа — около 1710 тонн желтого металла. Об этой успешной операции отчитался на этой неделе на пресс-конференции во Франкфурте-на-Майне член правления Бундесбанка (Центробанка ФРГ) Карл-Людвиг Тиле. По его словам, общий объем немецких золотых резервов составляет 3378 тонн. По этому показателю ФРГ находится на втором месте в мире после США. Немецкое золото полностью изъято из Парижа. В Нью-Йорке и Лондоне остаются пока соответственно 1236 тонн и 432 тонны благородного металла, который в условиях превращения современных денег в ничем, по сути, не обеспеченные «фантики» является единственной прочной основной экономики и благосостояния наций.

Каждый вернувшийся из-за рубежа слиток, отметил Тиле, был проверен на вес и на подлинность: «никаких претензий не было». Представитель Бундесбанка признал, что «этот план реализован раньше, чем планировалось». Он назвал «успехом», что это удалось сделать в 2017 году, а не в 2020 году, как изначально планировалось.

Видимо, что-то заставляет Берлин спешить. И можно догадаться, что именно. 

Почему немцы спешат? 

Официальные объяснения тут вряд ли сильно помогут. Они заключаются в том, что ФРГ, приступив к созданию своего золотого запаса в 1951 году, скупала золото в Нью-Йорке, Лондоне и Париже и там же оставляла их на хранение. В то время западные немцы опасались, что советские танки за считанные дни прорвутся на Рейнско-Майнскую равнину, сходу захватят Франкфурт-на-Майне, финансовую столицу страны, и устремятся к берегам Атлантики. Поэтому золото лучше держать там, куда придется уносить ноги.

Реальным, правда, этот сценарий никогда не был: большая война в условиях обладания противниками ядерного оружия была маловероятна, но этого все равно боялись. С годами угроза войны исчезла, а странам, в которых оказалось немецкое золото, понравилось держать его у себя. За давностью лет они стали считать его чуть ли не своим. Пока Запад был монолитен и не переругался между собой, как сейчас, это терпелось, однако в условиях растущих противоречий с США, перспектив развала Евросоюза золото нужно поскорее возвращать домой. И чем скорее, тем лучше. Из Франции, например, с начала 2017 года немцы вывезли от греха подальше 91 тонну золота. Больше его там нет. Совсем.

Париж
Немцы забрали из Франции все свое золото, на очереди Нью-Йорк и Лондон? Фото: www.globallookpress.com

Что охраняем, то имеем? 

Конечно, официально беспокойства насчет «надежности» хранителей немецкого золота и ранее не выражалось. Но страхи такие были. И СМИ вовсю спекулировали, что немецкое золото уже давно потрачено. Да, за Германией оно записано, числится, аудиторские расписки, что все тип-топ, немцам ежегодно выдают, но физически этого золото уже нет. В Бундесбанке всегда признавали, что практика хранения золота за рубежом осложняет процесс проверки его подлинности и инвентаризации. Значит, там не исключали, что кто-то может однажды «одолжить» немецкие золотые слитки, а потом не сможет вернуть их обратно. Поэтому немцы и попросили своих партнеров начать возвращать желтый металл и не поскупились потратить на эту операцию почти восемь миллионов евро. 

Подстраховаться со всех сторон 

Золото издавна играет роль защитной инвестиции — его держат на «черный день», на случай кризиса. С этой целью и планируется использовать остающееся пока за рубежом – в Федеральном резервном банке Нью-Йорка и в Банке Англии – немецкое золото. А вдруг что-то случится с евро? Или начнутся серьезные проблемы в еврозоне, например, в результате долгового кризиса ряда стран-членов? И тогда торговые партнеры ФРГ за пределами ЕС засомневаются в ценности единой европейской валюты, и тут могут возникнуть серьезные проблемы, пока ситуация не прояснится. А вдруг появится у ЕС новая валюта или Германия вернется к немецкой марке? Тогда немецкое золото в англосаксонских странах будет способно выступить в роли гаранта, что с ФРГ можно и в этот сложный период по-прежнему торговать, не опасаясь тех или иных накладок…

Еще одно объяснение, почему немцы ускорили процесс репатриации золота, но не забрали его полностью, заключается в том, что они все еще хотят оставаться полезными своим основным западным торговым партнерам. Хотя доверие к ним, особенно к США при Трампе и Британии после Brexit, в значительной мере уже подорвано. Так, по словам Тиле, золото, хранящееся в Федеральном банке Нью-Йорка, может быть при случае использовано «как залог против деноминации доллара», также и «ликвидность фунта стерлинга может быть поддержана под заклад того золота, которое хранится в Банке Англии».

Это свидетельство является, фактически, подтверждением бытующей в экспертных кругах версии, что и сама традиция хранения золота ФРГ в зарубежных центрах отчасти сложилась не по причине советской угрозы, а потому, что Германия расплачивалась таким образом за профицит в торговле с США, Британией и Францией. Этим странам неофициально позволялось в случае острой необходимости пользоваться немецким золотом для стабилизации своих валют или иных целей. Такая практика помогала укреплять доверие к Германии, сглаживала диспропорции в торговле, служила дополнительной гарантией пребывания войск этих стран в ФРГ. 

На дворе — новые времена 

Однако теперь эти времена уходят в прошлое. Еще не ушли, но уходят – и отслеживать этот процесс можно будет безошибочно именно по ситуации с немецким золотом.

бундесвер
Германия уже не надеется на американцев и других союзников, она намерена защищать себя сама, и золото под рукой тут не помешает Фото: www.globallookpress.com

Теперь на пороге — другая эпоха. Об этом свидетельствует то, что Германия решила, наконец, полагаться в области безопасности на саму себя, а не американцев, британцев и даже французов. Военные расходы ФРГ вырастут к 2024 году до 2% ВВП, будет увеличена армия, в нее начнет поступать современная техника. В денежном выражении это будет составлять примерно 60 миллиардов евро. Еще недавно эти расходы составляли всего 1,2% ВВП, в текущем году они достигнут 37 миллиардов евро. Это означает, что Германия в течение всего пяти лет увеличит их практически вдвое. Ее военный бюджет уже превзошел по объему военный бюджет Франции, считающей себя в Западной Европе сильнейшей в военном отношении державой.

Иным словами, Германия сейчас уже не та страна, которой была еще совсем недавно – она не будет, как заявила недавно федеральный канцлер Ангела Меркель, автоматически поддерживать США. Поэтому, чтобы прочнее стоять на ногах, Германии, разумеется, нужно больше желтого металла в своих собственных хранилищах. Особенно когда из-за Brexit мировые банкиры засобирались из Лондона во Франкфурт-на Майне.

Золото и деньги тоже должны быть вместе.