В ходе традиционного еженедельного общения ведущего и заместителя главного редактора телеканала Царьград Юрия Пронько с руководителем Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентином Катасоновым темой для обсуждения стала контрабанда

Юрий Пронько: Контрабанда — это «дыра» экономики России. Насколько эта проблема серьезна для нас?

Валентин Катасонов: Можно говорить о контрабанде товаров, а можно еще и говорить о контрабанде денег. То есть нелегальный вывод капитала — это тоже контрабанда, но только в денежной форме. И, в общем-то, эти две формы контрабанды тесно взаимосвязаны между собой. Есть торговый баланс, есть платежный баланс. Торговый баланс готовится на основе первичной документации, которая составляется таможенной службой при пересечении товара, при экспорте и, соответственно, при импорте. С экспортом капитала в денежной форме тоже достаточно все понятно, все это тоже регистрируется. Денежная же контрабанда — это просто вывоз кэша.

Ю.П.: Простите за такую прямолинейность, тупой вывоз налички?

В.К.: Да, чемоданами. Хотя, конечно, не только чемоданами, были самые разные варианты. У меня в свое время работали товарищи с Украины, которые говорили: вы, пожалуйста, платите нам не рублями, а долларами. Я в ответ интересовался: и что, вас дома нормально с долларами встречают? Нет, отвечали они, нас начинают потрошить, но у нас есть хорошо отработанная технология — мы покупаем несколько батонов, делаем разрез, туда закладываем валюту. Ну понятно, это смешно, это бытовая контрабанда, таким способом много не вывезешь.

Ю.П.: Это были обычные «маленькие» граждане….

В.К.: А где-то пользуются трейлерами. Разберитесь, где там спрятан этот самый кэш, если в фургоне 10 или 20 тонн груза. Серьезная контрабанда, как правило, идет партиями по несколько миллионов.

Ю.П.: Это мы говорим о, скажем так, физических лицах?

В.К.: Да.

Ю.П.: А если взять более серьезные структуры?

В.К.: Если взять более серьезные вещи, то… Часть контрабанды идет через таможню. Просто происходит фальсификация документации. На бумаге — один вид товара, а на самом деле другой. Или же указывается правильный товар, но ставится другая цена. Это, собственно, даже и не контрабанда. Вроде товар зафиксирован при пересечении, но сфальсифицирована таможенная статистика. И это уже такая «серая» контрабанда. Ну а «черная» контрабанда — это когда мимо таможни, через нее сейчас много всего везут. Что происходит и со стороны моря, и всякими тропами и коридорами сухопутными.

Ни для кого не секрет, что у нас таких троп с Украиной более чем достаточно, такие тропы и коридоры существуют и с Казахстаном. А дальше они идут через Среднюю Азию в Афганистан и страны Ближнего и Среднего Востока. «Черная» контрабанда — это, конечно, в первую очередь товары, которые вообще запрещено завозить или вывозить: наркотики, оружие. Или такие раритетные вещи, которые находятся в специальных реестрах государства. Когда-то пытались оценивать, каковы же масштабы это бедствия…

Ю.П.: Имеется какая-то контрольная или хотя бы ориентировочная цифра?

В.К.: Это достаточно трудоемкая арифметика. Я занимался этим, полагаясь на опросы, анонимные, правда, не знаю, насколько это все было репрезентативно. Опрашиваемые говорили, что где-то у нас 20-30% торговли — это контрабанда по отношению к «белой» торговле. Но когда я решил все-таки по-честному считать, взял таможенную статистику основных торговых партнеров, и нашу, и там — уже никаких состыковок нет.

Ю.П.: Объясните.

В.К.: Все очень просто. Товар, скажем, в Соединенных Штатах при импорте фиксируется как российский. Меня поразило тогда, что, в общем-то, контрабанда в Соединенные Штаты составляет примерно 100% от «белой» торговли. А есть страны — где 200%. По данным на 2014-й и 2015 годы «белая» торговля равна контрабандной. Представляете? Аккурат поровну получается.

Ю.П.: Это же астрономические суммы!

В.К.: У нас же руководителя этой самой Таможенной службы сняли в прошлом году. Там началось какое-то расследование. Как всегда, о его ходе общество ничего не знает. В принципе, этой проблемой совместно с Таможенной службой должны заниматься пограничники. Потому что если будет нормальная граница, то тогда и будут ликвидированы коридоры.

Ю.П.: Когда мы говорим о коридорах, то имеем в буквальном смысле коридоры?

В.К.: Нет, это, безусловно, некие тропы, хотя иногда вполне даже цивилизованные трассы, по которым ездят автомобили. Пока я не слышал, чтобы пограничников, грубо говоря, «брали за вымя». А надо брать. Потому что без их молчаливого потворства такие коридоры бы не существовали… У нас есть пошлины при вывозе товаров, и тем более пошлины при ввозе товаров. Мы вступили в ВТО, но тем не менее все-таки… Я давно уже не смотрел структуру источников пополнения бюджета, но в 90-е годы и в начале «нулевых» таможенные пошлины давали львиную долю доходов государству. Потом мы вступили в ВТО, таможенные пошлины понизились, но все равно это очень существенный процент.

Ю.П.: Если Вашу мысль продолжить, то выходит, что контрабандой занимается и нынешнее правительство России. Вы знаете то, что ежегодно господин Медведев, председатель правительства, подписывает постановления об отмене ввозных пошлин на зарубежные самолеты. При этом у нас вроде как объявлены импортозамещение и поддержка отечественного авиапрома. Мало того, оказывается, практически все самолеты российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах. И ни один самолет не зарегистрирован в России. Так что у нас контрабандой занимается самый верхний уровень, а Вы пограничников пытаетесь прищучить.

В.К.: Вы правильно затронули самую главную проблему: это тормозит импортозамещение. При такой контрабанде кто же будет создавать какие-то производства отечественных товаров? Их невозможно создать, они просто будут рассыпаться под натиском продукции из Китая. Но еще страшнее — это проникновение в страну запрещенных к ввозу наркотиков и оружия.

Когда в России существовала служба по контролю за оборотом наркотиков, все-таки что-то еще делалось. Сейчас бывшие сотрудники этой службы говорят, что мы ушли — и практически уже никто не ловит мышей. Причем контрабанда нацелена на пользователей не только в России. Наша страна давно уже используется как транзитный маршрут для наркотрафика в Европу, понимаете? Так что надо закрывать границу.

Ю.П.: Я так понимаю, что денежные средства, которые наживаются на этом настолько огромны и, уж простите за жаргонизм, «крышуют» этот процесс такие структуры, что, в общем-то, все всё понимают, но все равно никто ничего не делает.

В.К.: Да, коррупция давно захватила верхние эшелоны власти.