Впервые в мире торговое судно прошло Северным морским путём без сопровождения ледоколов

Кажется, новое поколение больших атомных ледоколов становится ненужным. Арктический танкер сам прошёл весь Северный морской путь (СМП). Без всякой ледовой проводки.

Нет, это, конечно, шутка. Могучие ледоколы, что строятся сейчас на русских заводах, нужны. Север есть Север, лёд есть лёд, да и громадное большинство судов не обладают тем ледовым классом, что танкер для перевозки сжиженного газа «Кристоф де Маржери».

Но факт есть факт: впервые в мире торговое судно прошло Северным морским путём без сопровождения ледоколов. Без ледокольной проводки, как правильнее говорить.

Северный Ледовитый спрятал клыки…

Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», принадлежащий ПАО «Совкомфлот» прошёл из порта Хаммерфест (Норвегия) в порт Порён (Южная Корея) по трассе Северного морского пути и доставил партию сжиженного природного газа по назначению. Переход по морским меркам был мгновенный — шесть с половиной суток. Это, конечно, только по трассе СМП — от мыса Желания на архипелаге Новая Земля до мыса Дежнёва на Чукотке. Это 2193 морских мили, или более чем 3,5 тысячи километров. При этом средняя скорость составляла более 14 узлов.

Весь переход, включая путь по Баренцеву морю и Тихому океану, занял 22 дня. Но и это как минимум на треть (а то и наполовину в зависимости от обстоятельств, например, в Суэцком канале) быстрее, чем традиционный путь. Через Атлантику, Средиземное море, Суэцкий канал, Индийский океан… Да! Малаккский пролив, где американцы принялись подставлять свою корму разным танкерам. Южно-Китайское море, где все пугают друг друга и опять плавают затычки к каждой бочке, отдающие команды на американском английском.

арктика
Арктика. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

На Севере куда спокойнее. Хотя кое-где газовоз преодолевал ледовые поля толщиной до 1,2 метра. В целом можно сказать, что Северный Ледовитый океан в последние годы зубки свои спрятал. Точнее, их сгрыз кариес глобального потепления. Площадь ледового покрова на нём сократилась, по данным американского НАСА (которая с 1979 года мониторит состояние Арктики со спутников), до исторического минимума за всю историю наблюдений — 4,14 млн кв. км.

Но даже не это главное. Главное, что тенденция к сокращению ледового покрова стала постоянной. По меньшей мере на протяжении последних 13 лет. При этом основные потери несёт так называемый старый лёд, тот, что толщиной более двух метров. Именно он меньше всего подвержен таянию, но именно он сократился с 20% всего ледяного покрова Арктики в 1980-х годах до… 3% сегодня! И он уже не составляет единого массива, а превратился в некий набор «архипелагов», окружённых однолетним льдом толщиной от 30 см до 200 см.

Так и хочется в скобочках заметить: строили, строили американцы защитный барьер в Северной Атлантике, где датчики на дне отслеживали прорыв каждой нашей подлодки южнее траверза Исландии, а теперь оказывается, что зря. Если в своё время Героя Советского Союза дали командиру лодки, что всплыла на Северном полюсе — готовая, естественно, покарать заокеанского агрессора, — то теперь обыденностью должно стать визитирование границ территориальных вод вблизи какого-нибудь канадского острова серо-чёрной тушею с дружелюбно улыбающимися головами орла на рубке. Просто проламывается так называемый молодой лёд, и радуйтесь, останавливатели России!

В общем, источники Царьграда в Росгидромете говорят, что самый цимес глобального потепления виден как раз в Арктике: здесь за последние сто лет температура поднялась на 4-6 градусов от прежней средней нормы. И потепление продолжается. По расчётам специалистов НАСА, к 2060-м годам Арктика полностью освободится от ледового щита. А после 2100 года Северный Ледовитый океан придётся переименовывать — льда на нём не будет вовсе.

Жаль, что сотрудники Росгидромета только ухмыляются в ответ на вопрос, когда нудистские пляжи появятся на берегах моря Лаптевых…

Но живём здесь и сейчас

Однако ждать тех времён нам сегодня некогда. Север, да, клыки свои стачивает. Тем лучше для Севморпути. Но тем не менее возить грузы по нему нужно здесь и сейчас, когда лёд ещё наличествует. Поэтому газотанкер «Кристоф де Маржери» исполнен в виде ледокольного корабля. Это первый и единственный в мире ледокольный газовоз нового класса Yamalmax. Судно построено по заказу группы компаний «Совкомфлот». И главное предназначение его — не возить норвежский газ в Корею, а обеспечивать круглогодичную транспортировку сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта «Ямал СПГ», то есть развозить наш газ из порта Сабетта на Ямале по разным адресатам.

газовоз
Арктический танкер-газовоз СПГ «Кристоф де Маржери». Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

А в числе таких значатся прежде всего страны Тихоокеанского региона — Китай, Япония, Южная Корея. Хотя с Китаем и рассматривается сейчас проект прокладки за его деньги железнодорожного пути на Ямал до тех пор, когда — и если! — этот проект будет реализован, ямальский газ уже должен реализовываться на мировых рынках.

Потому «Кристоф де Маржери». Большой, мягко говоря: 128 тыс. т — полное водоизмещение, 300 м — длина, 50 м — ширина. Ледовый класс — Arc7. Мощность пропульсивной установки — 45 МВт, сопоставимая с мощностью атомного ледокола. Построен на верфи Daewoo Shipbuilding в Южной Корее за 290 млн долларов.

Нет, не стыдно. Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) — предприятие мирового уровня. Тот, кто там побывал, никогда не забудет впечатления от громадных судов, что там производятся на высочайшем уровне качества и технологий. Если люди реально умеют делать корабли нужного нам класса и качества, с ними можно и нужно сотрудничать. Корабль-то наш будет.

Это к вопросу о здесь и сейчас.

Но и на будущее такие суда будут нам нужны. Как там ни теплей Арктика — кстати, кто знает, продолжится ли глобальное потепление или сменится похолоданием? — корабли, способные самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 метра, то есть те самые однолетние, необходимы будут долгое время. Ибо при всех достоинствах ледоколов наём их на проводе — жутко дорогостоящее дело, отчего на том же Севморпути после взлёта перевозок в начале 2010-х годов получился спад, разрушивший, кстати, много надежд. В том числе и на рентабельность тех самых ледоколов типа «Арктика», которые ещё строятся, но уже обрамляются кислыми лицами заказчиков и финансистов.

Так что понятно, почему у корейской верфи была заказана целая серия из 15 танкеров-газовозов ледового класса.

Кстати, танкер-газовоз, о котором идёт речь, назван в честь главы очень хорошо партнёрствующей с Россией корпорации Total Кристофа де Маржери (Christophe de Margerie). Он погиб в октябре 2014 года в авиакатастрофе в России, но сама Total продолжает сотрудничать с Россией, будучи одним из акционеров проекта «Ямал СПГ». Часть сжиженного природного газа, что производится заводом на Ямале, будет отходить ей.

В общем, всё идёт по завету Михаила Ломоносова. Россия снова приросла. Правда, не столько Сибирью как таковой, сколько её северным приложением — Севморпутём. И даже не столько им, сколько его новым измерением — газотранспортным и безледокольным.
А когда России мешали новые измерения?