В одной из своих статей я уже писала о том, что чудодейственным для внешнего наблюдателя образом в США вспыхнули страсти вокруг памятников вождям Конфедерации. Стояли себе эти памятники — если брать, к примеру, монументы генералу Роберту Эдварду Ли, с конца XIX века, то есть без малого 130 лет, и никого это обстоятельство не волновало… до недавнего времени.

 

Зато сейчас волнует так, что удержу нет, и мы видим, как по городам и весям США прокатываются марши протеста, заканчивающиеся столкновениями. А в случае с доселе нам неизвестным городом Шарлотсвиллем, и гибелью людей.

В принципе, все логично. Кому как не США знать, что «сначала было Слово», и слово было… «реднеки»! Или «нацисты». Или «черные». Или «паразиты». Или — а это уже другая история — «ватники». Или «вышиватники». Или «колорады». Или «бандеровцы». Тема статуй, то есть неподвижных воплощений истории, тоже не нова.

Вопрос же не в том, где будет стоят памятник генералу Роберту Ли, который, кстати сказать, пользовался большим уважением США, в том числе и со стороны тех, кого тогда называли «янки». Вопрос в том, что изваяния лидерам гражданской войны начинают обычно мозолить глаза людям перед началом новой аналогичной войны — они напоминают им о том, что было, и вызывают у них желание убрать их с глаз долой. Противоположная же сторона конфликта готова рвать оппонентов зубами, чтобы сохранить памятник.

Почему?

Это сложно сказать: возможно, интуитивно она пытается таким образом предотвратить гражданскую войну, а возможно, потому что наоборот жаждет ее начала, поскольку не видит для себя иного способа отстоять свои права и интересы. Как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

Короче, ситуация до боли напоминает ту, которая была описана в маленькой трагедии Александра Пушкина «Каменный гость». Потревожь статую, и она отомстит, явившись к тебе и убив тебя.

Дон Гуан

Ну смотри ж, бездельник.

(Статуе.)

Я, командор, прошу тебя прийти

К твоей вдове, где завтра буду я,

И стать на стороже в дверях. Что? будешь?

Статуя кивает опять.

О боже!

Лепорелло

Что? я говорил…

Дон Гуан

Уйдем.

История показывает, что можно уйти от статуи, но статуя придет к тебе. США предстоит это узнать. Судя по тому, как развиваются события, гражданской войны на этой территории уже не избежать, и, по моему скромному разумению, думать сейчас надо не о КНДР, и не о Венесуэле, и тем более не об Украине, а о том, чем может обернуться «визит статуи» в страну, которая сеяла на протяжении многих лет гражданские конфликты в мире, а теперь, похоже, заразилась посеянным «разумным, добрым и вечным» сама.

Анастасия Скогорева (ежики)