Вице-президент США Майкл Пенс правильно смешал глупость и неграмотность, чтобы произвести впечатление идиота на Балканах

Майкл Пенс, работающий вице-президентом США, выступил перед представителями балканских стран в Черногории и объявил, что Россия жаждет дестабилизировать весь этот регион. Она же стремится к силовому изменению международных границ. Она же подрывает демократию на Балканах. Её агенты стремились подорвать выборы в Черногории. И, вообще, она — страна непредсказуемая.

МИД у нас — вежливый

В общем, этот бред в нашем МИДе правильно охарактеризовали как «штампы времён холодной войны». Но — слишком вежливо, на мой взгляд: «Всё глубже скатывается к примитивным идеологизированным штампам времен холодной войны».

«Примитивный» — не совсем то слово. Нет, Пенс действительно примитивен — как почти все американские политики, если они не получили настоящего образования где-нибудь в Европе. Пенс — не получил. Школа права Индианского университета если чему и учит, то тому как подороже продать позицию. Чтобы, например, сначала за деньги представлять армянское лобби, а потом, за большие деньги от турок, — голосовать против армянского лобби.

Ну а как в американских университетах учат истории, мы тоже все знаем, — украинские изобретатели «древних укров», выкопавших Чёрное море, локти себе от зависти искусали до самых лопаток.

Словом, Пенс — сам примитивный. Потому что неграмотный и самовлюблённый. Так про него говорят. Потому и смешал в своём выступлении перед балканскими представителями глупость и неграмотность в той самой идеальной пропорции, чтобы произвести впечатление идиота. Как говорится, нашёл место.

Нет, что Балканы населены большим количеством неблагодарных по отношению к России… ну, назовём их людьми с пониженной чистоплотностью, — это не секрет. Вечная ненависть Румынии, независимость которой подарила Россия, известна. Эпическое предательство спасённых русской кровью от полного вырезания болгар, в каждой войне оказывающихся в блоке наших врагов, тоже перестало быть стыдливо замалчиваемой темой. Враждебность хорватов, босняков, всегдашняя двусмысленность сербов — тоже не секрет.

Видимо, в подобном духе составленная справка и дала Пенсу повод победоносно разглагольствовать о «непредсказуемости» Москвы и ставить перед местными политиками заранее решённый выбор «или с Западом, или с Россией». Конечно, с Западом. Ибо навечно захолопленные турками по самые геномы балканские народы инстинктивно тянутся к хозяину. А Россия хозяином быть не может. Это противно её естеству. Русский народ может быть либо братом — пускай старшим, тем более, что в большинстве случаев такова объективная реальность, — либо, пожав плечами, стать чужим. Со словами, отсылающими к процессу размножения среди непарнокопытных.

Но хозяином — нет, не его это.

Тут Пенс был прав, меча бисер перед парнокопытными. Тут аудитория должна была быть только благодарной. Но вот о неприкосновенности границ, непредсказуемости России и дестабилизации ею Балкан ему стоило бы помолчать. Ибо именно Балканы как раз во все времена были известны в качестве региона, где границы пересматривают все, всегда и самым насильственным образом. С проведением таких референдумов, после которых масса народу остаётся лежать на земле с улыбкой от уха до уха. Только «улыбка» эта оказывается сползшей на горло…

Пенс
Визит вице-президента США Майка Пенса в Черногорию. Фото: Risto Bozovic/AP/TASS

Фирменная улыбка Балкан

Во времена далёкие, теперь почти былинные углубляться не станем. Вспомним лишь, что толчком к войне России против Турции в 1877 году стала эпическая резня болгар, устроенная турками с участием черкесов и албанцев. Вступились за  «братьев-славян», с которыми общего, как показала позднейшая история, был только похожий язык.

Но вот сразу после 1878 года, после освобождения Болгарии, получения независимости Сербией и установления государственности Румынии на Балканах началось всеобщее движение к изменению границ. Едва появившись на карте мира, Сербия и Румыния заявили о недовольстве доставшейся им долей турецких земель. Причём Румыния окрысилась почему-то именно на Россию-освободительницу. Как и Сербия, впрочем.

Чтобы обидно не было никому, на Берлинском конгрессе 1878 года условия прежнего, Сан-Стефанского мира пересмотрели, урезав аппетиты балканских славян в пользу… Австро-Венгрии. То есть сербам и румынам отрезали по куску Болгарии. Зато у сербов отрезали в другом месте, у черногорцев тоже, последних к тому же лишив права иметь флот. Болгарию вообще поделили на три части. А Боснию оккупировала Австро-Венгрия.

У России, кстати, тоже отрезали часть завоёванных земель в Закавказье. Зато Англия, не воюя, отхватила у турок Кипр.

Это — да, к вопросу о «добром» Западе, нерушимости границ и непредсказуемости России.

А также о либеральных правителях, попадающих время от времени на её трон.

Поскольку довольным не остался никто, Балканы довольно скоро дозрели до всеобщего решения о «силовом изменении границ». В 1912 году началась Первая Балканская война. Собравшись в союз, Болгария, Греция, Сербия и Черногория решили поживиться за счёт совсем ослабевших турок. Причём все сознавали временность этого союза, поскольку споры о взаимных границах продолжались, но было принято решение сначала победить Турцию, а потом уж разбираться между собою.

солдат
Солдат из армии Черногории. (1914-1918). Фото: www.globallookpress.com

При этом «непредсказуемая» Россия была против этой войны и убеждала «братушек» не устраивать очередной поножовщины в регионе. Хотя граждане её сочувствовали «братьям-славянам».

Турок побили, хотя и умеренно, после чего союзники обнаружили себя в той же политической препозиции — никто не остался доволен тем, как поделили захваченное. Впрочем, это было объективно трудно: все резко стали «великими», и Великая Греция никак не соглашалась с Великой Болгарией, Великая Сербия хотела оттяпать кусок у Великой Болгарии, а Черногория — прирасти севером Албании.

Поскольку Россия тогда почему-то не смогла «подорвать демократию» балканских стран, уже через несколько месяцев «союзники» вцепились друг в друга. При этом Россия опять была против войны, но её опять никто не слушал. В июне 1913 года  болгарские войска без объявления войны обрушились на Сербию и сразу же — на Грецию. Те ответили. Причём ёмко — с захватом в плен почти целых армий.

Затем решила своё отхватить у болгар и гиеновидная в историческом зеркале Румыния. Потребовала изменить в свою пользу границу в Южной Добрудже, и тут же вторглась в Болгарию. Аналогично поступила Турция, которую, впрочем, в отличие от Румынии, трудно в чём-то обвинять — она просто желала реванша.

В итоге болгары оказались ощипаны до исподнего — румынские войска подошли аж к Софии — и предпочли запросить мира.

По результатам которого потеряли всё прежде завоёванное.

Югославия
 Югославия. 7 апреля. 1999 г. По меньшей мере десять человек получили ранения в ходе нанесения ударов по городу Алексинац (200 километров от Белграда). Бомбы в нем упали между Домом здоровья и торговым центром, разорвались посреди городских улиц, сорвав крыши с двух прилегающих зданий. На снимке: на одной из улиц города Алексинац. Фото: Сергей Величкин/ТАСС

Балканы и Америка

Дальше нет смысла углубляться в подробности. Первая мировая война создала ещё одну конфигурацию в балканском калейдоскопе. Но несмотря на это, тут все так предупредительно относились друг к другу, что этот регион продолжали считать «пороховой бочкой Европы». Во Второй мировой войне резня снова стояла эпическая. Особенно между сербами и хорватами.

Относительное спокойствие наступило лишь когда Россия в образе Советского Союза худо-бедно принудила тут всех к миру в рамках «мира и социализма», хотя это, в общем, напоминало песочек, тонким слоем набросанный на пышущие жаром угли. И стоило Союзу распасться и уйти, как всё вернулось на круги своя.

И вот тут на сцену вышли США. Они, конечно, не стремились к «силовому изменению международных границ». Они его просто проводили. Была разорвана Югославия. Далее — разорвана Сербия. Далее — балканские страны были приглашены и втянуты в НАТО. А это — пожёстче изменений государственных границ. Это — изменение границ геополитических. Это — пальцы, подбирающиеся к горлу России.

И вот теперь Америка подводит под это идеологический фундамент. Да, идиотскими штампами — но она делает именно это.

Но тут важно видеть ещё одно. У неё, Америки, есть одно очень важное обстоятельство, которое помогло и помогает ей относительно спокойно собирать под собою балканские народы. Потому что в условиях их вековой бесконечно братской любви друг к другу пребывание их в НАТО даёт им примерно те же гарантии взаимного ненападения, которые давало некогда пребывание в Варшавском договоре. И этот момент обязательно надо учитывать, когда Россия усилится до того, чтобы всерьёз задуматься о возвращении в этот регион.

Хотя… Надо ли?

Разве чашу предательств Россия испила здесь не до конца?