Отказ «Нафтогаза» отзывать иски к «Газпрому» в международных арбитражах обусловлены тем, что на объективность по отношению к России в европейских судах сегодня рассчитывать не приходится. Об этом ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Института экономики РАН рассказал Иван Капитонов.

 

«Заявления Киева основаны на том, что США все же ввели очередной пакет энергетических санкций против России, который ставит под вопрос строительство Москвой новых газопроводов в Европу. «Турецкий поток» и «Северный поток» столкнутся с объективными трудностями в поиске партнеров и подрядчиков. На этом фоне украинские власти понимают, что от транзита через Украину Россия отказаться не сможет, и начинает диктовать требования», — отмечает эксперт.

Сегодня главный коммерческий директор «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко объявил, что компания не намерена отзывать касающиеся «Газпрома» иски в Стокгольмском арбитраже. Холдинг, дескать, два своих иска «считает обоснованными».

Чиновник отметил: в компании рассчитывают на победу по обоим. И добавил, что не верит заявлениям российского МИДа, что концепция строительства «Северного потока–2» не подразумевает прекращения транзита российского газа через Украину по действующим газопроводам.

«Киев, видя отсутствие альтернатив для России,  даже заявил о модернизации своих газотранспортных мощностей – устаревшая система стала главной угрозой поставок «голубого топлива» в ЕС. Естественно, делать он это будет за счет повышения цены транзита, что повысит цены на российский газ для Европы.

Сложность для «Газпрома» в том, что более высокая цена на отечественное сырье делает его менее конкурентоспособным на европейском рынке в сравнении со сжиженным газом. Потому в определенной степени российской компании придется изыскать внутренние резервы для, как минимум, частичной компенсации роста цены для европейцев из-за шантажа Киева», — подчеркивает специалист.

Заявление Витренко прозвучало в ответ на аргументацию российского МИДа — об условиях сохранения транзита российского газа через Украину. Дипломатический посыл гласил: «сохранение транзита газа через Украину было бы возможным только в случае предоставления Киевом конкурентоспособных тарифов на транзит и нивелирования известных транзитных рисков, включая снятие всех претензий и отмену абсурдных исков в отношении «Газпрома».

Стокгольмский арбитраж вынес промежуточное решение по спору газовых компаний двух стран 31 мая. «Газпром» требовал оплаты невыбранного «Нафтогазом» газа по условию take-or-pay, полной оплаты за поставки в конце 2013 года и весной 2014 года, а также штрафы и пени на общую сумму $47 млрд. «Нафтогаз» требовал пересмотра цен на газ с мая 2011 года и компенсации переплаты на $18 млрд.

Как известно, «Газпром» счел «недостаточной» аргументацию Стокгольмского арбитража по спору с «Нафтогазом Украины», хотя сальдо взаимных требований и будет положительным для российской компании. Теперь российская монополия оспорит это решение в шведском суде. Украинские же суды активно борются с российской компанией. Так, в июне Хозяйственный суд Киева разрешил списать дивиденды дочерней компании «Газпрома» «Газтранзит» за 2016 год в сумме около $3,1 млн в счет погашения штрафа, наложенного Антимонопольным комитетом.

«Даже если «Газпром» выиграет в судах в рамках тех требований, которые его удовлетворят, взыскать что-либо с Украины очень сложно. Киев показал это еще отказом выплачивать РФ суверенный долг в 3 миллиарда долларов. Изначально это была глупая позиция, и в чувство украинские власти привел МВФ, заблокировав очередной кредитный транш. Но можно не сомневаться: если столь сложно взыскать с Украины суверенный долг, с коммерческим будет еще тяжелее.

Для получения денег по решению арбитражей нужно будет найти в РФ украинскую собственность и взыскать ее в счет долга. Но много ли той собственности и покроет ли она задолженность – еще вопрос. Весьма возможно, Москва в судах копит судебные решения против Киева, чтобы в будущих переговорах по транзиту газа использовать их в качестве козырей», — заключает Иван Капитонов.

Максим Бут, ФБА «Экономика сегодня»