Президент Польши Анджей Дуда подписал один и отправил на доработку в сейм два закона по реформе судебной системы, характер которой вынуждает Брюссель применить санкции против Варшавы
В обострившемся конфликте между Варшавой и Брюсселем возникла небольшая пауза, которая никого не обманывает: проблема никуда не делась, она остается, противостояние продолжается, санкционный процесс против Варшавы — запущен.
Президент Польши Анджей Дуда, под мощным давлением со стороны западных стран, подписал один и отправил на доработку в сейм два закона по реформе судебной системы, характер которой вызвал угрозы Брюсселя применить против Варшавы санкции. Конечно, для нынешних польских властей это неприятно, но некритично. Президент не отверг эти законопроекты, он попросил лишь их чуть-чуть доработать. Поэтому Варшава будет продолжать гнуть свою линию, конфликт с Брюсселем не снят с повестки дня, особенно в условиях, когда у поляков имеется мощный ситуативный «союзник», заинтересованный в развале Евросоюза и умалении германского влияния в Европе — США, где также рассматривают также Польшу как важный форпост против России, всячески потакая в этом полякам.
«На основании статьи 122 раздела 5 конституции президент Анджей Дуда передал законы о Национальном судебном совете и Верховном суде на повторное рассмотрение сеймом», — сообщает канцелярия президента в официальном аккаунте в Twitter.
По мнению Дуды, реформа судебной системы в Польше, которую нынешняя власть проводит под предлогом ее «декоммунизации», необходима, однако она не должна «разделять общество и государство». Президент имел в виду манифестации протеста против реформы, в которых приняли участие десятки тысяч человек. И все же Дуда подписал один из законов, против которого тоже протестовала оппозиция, — о всеобщих судах. Он наделяет министра юстиции правом назначать и снимать с должностей судей, что, по мнению оппозиции и руководства ЕС, уничтожит независимость польских судов и передаст контроль над ними правящей партии.
Так что решение Дуды — что-то подписал, что-то отправил на доработку, чтобы подписать завтра, — компромисс в пользу Варшавы. Поэтому не удивительно, что даже единственный подписанный им закон стал для Еврокомиссии основанием для начала против Варшавы санкционной процедуры.
Дуда между двух огней
Не случайно, что нынешние польские власти критикуют своего президента весьма мягко, вполне рассчитывая на дальнейшее сотрудничество с Дудой, оказавшемся между двух огней, один из которых у него прямо под ногами.

«Я обязан сказать, что это была ошибка, очень серьезная ошибка, но на этом надо закончить. Теперь надо думать о том, как из этого выйти, как привести к тому, чтобы это был только инцидент, который будет быстро забыт», — заявил глава правящей в Польше национал-консервативной партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, которому реально и принадлежит власть в стране. Он повторил, что меры по «декоммунизации судов» будут продолжены и что вместе «с очень значительным участием президента мы дойдем до цели, которой является полная перестройка нашей страны». Под этой маркой в Польше ведут борьбу с представителями левых и либеральных кругов, ориентирующихся на Брюссель и Берлин, которые ставят палки в колеса национал-консервативному и проамериканскому курсу нынешних властей и являются также проводниками в стране нежелательного иностранного влияния.
Глава министерства юстиции, генеральный прокурор Польши Збигнев Зебро также считает неправильным решение президента Дуды. Генпрокурор убежден, что правящая партия имеет право контролировать судебную систему страны, так как ее привели к власти избиратели на свободных выборах, и «Польша является демократией, а не судократией».
«Решения президента меня удивили, я не считаю их удачными с точки зрения польского гражданина и блага судебной системы», — заявил Зебро, ожидающий теперь от президента Польши, кстати, однопартийца Качиньского, некоего «смелого решения». По-видимому, немного поломавшись, подписать чуть измененные послушным правящей партии сеймом законопроекты. А иначе проблемы у президента могут возникнуть уже с другой стороны.
Впрочем, отчасти польские власти вполне можно понять: как можно править страной и отвечать потом за последствия своих действий, если твои руки не вполне свободны, а веревки, которыми они повязаны, тянутся за рубеж? Ведь сидящие в Брюсселе и Берлине «партнеры» не ответственны перед польскими избирателями.
Брюссель настроен решительно
Между тем, Еврокомиссия (ЕК) все же запустила 29 июля санкционную процедуру в отношении Польши в связи с проводимой в ней судебной реформой, несмотря на маневры Дуды. Она направила Варшаве письмо с официальным уведомлением после того, как 28 июля в Польше был официально опубликован закон о работе всеобщих судов – один из трех отправленных на подпись президенту и подписанный им.
«Закон о работе всеобщих судов был подписан президентом республики. Он вызывает беспокойство, которое оправдывает запуск процедуры предотвращения нарушений, как только он будет опубликован», — заявил первый вице-председатель Еврокомиссии (ЕК) Франс Тиммерманс. Он подчеркнул, что этот уже подписанный закон устанавливает разный пенсионный возраст для судей-мужчин и женщин, нарушая тем самым договор о ЕС и директиву о гендерном равенстве и трудоустройстве.
Кроме того, — и это, конечно, самое главное — закон передает министру юстиции полномочия по назначению и смещению судей. Это положение, как считают в Брюсселе, подорвет независимость польских судов и нарушит статью 19 Договора о ЕС и статью 47 Европейской хартии об основополагающих правах. Таким образом, судебная власть в Польше окажется под контролем политической.
Тиммерманс предупредил, что Варшаве дается месяц на устранение выявленных нарушений. Теперь, если на официальное письмо с претензиями ЕК в указанный срок не последует удовлетворительного ответа, по нему будет вынесено мотивированное заключение. И далее, если Польша не приведет свою политику в соответствие с этим заключением, последует обращение в Суд ЕС.
Несмотря на раздающиеся в Варшаве заявления, что у ЕК нет полномочий в этой сфере, что Брюссель вмешивается во внутренние дела Польши, занявшись не своим делом, руководство Евросоюза стоит на своем и намерено лишить в случае неуступчивости Варшавы ее права голоса в Совете ЕС. Эта мера, по словам Тиммерманса, будет осуществлена автоматически, если в Варшаве начнут отстранять или отправлять в отставку судей Верховного суда. Соответствующий закон президент Дуда отправил на доработку в сейм.
«Если правительство Польши продолжит подрывать независимость судопроизводства и верховенства права в Польше, мы не имеем другого выбора, чем привести в действие седьмую статью», — заявил президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, которому и придется по существующим правилам начать процедуру лишения Варшавы голоса в Совете ЕС. Эта статья гласит, что «Европейский совет, постановляя единогласно по предложению одной трети государств-членов или Европейской комиссии и после одобрения Европейского парламента, может констатировать существование серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье второй». А в ней идет речь об «уважении… демократии, равенства, правового государства и соблюдении прав человека», которые, как убеждены в Брюсселе, нарушаются в Польше.

«Еврокомиссия намерена защищать верховенство закона во всех странах-членах, поскольку это фундаментальный принцип, на котором строился ЕС», — подчеркнул Юнкер.
Позиции сторон ясны, конфронтация — неизбежна
В таком положении ситуация находится в настоящее время: затишье перед бурей, небольшая пауза в «бунте Польши против ЕС», который Дуда притормозил, но вовсе не остановил.
Позиции сторон раскручивающегося конфликта совершенно ясны. В Брюсселе не желают допустить постепенного размывания ЕС и укрепления режима в вызывающе ведущей себя по отношению к Брюсселю и Берлину стране, режим в которой некоторые западноевропейцы называют фашистским.
В Варшаве, напротив, желают укрепить свою самостоятельность и независимость от Брюсселя, с которым существует несогласие по целому ряду вопросов, например, по проблеме «беженцев», ну и, конечно, выстраиваемую Качиньским властную вертикаль. Хотя если его партия проиграет очередные выборы, «ручное» правосудие может обратиться уже против сторонников нынешней власти, и Брюссель, вероятно, в этом случае не будет слишком спешить, чтобы вернуться к старой системе.
Позиция Польши, которую активно подначивают ее американские друзья, заключается, по сути, в том, чтобы не допустить «евроинтеграции» — дальнейшей консолидации ЕС под эгидой Германии, чтобы защитить свое своеобразие и консервативные ценности. Обеспечить свободу рук во внутренней и внешней политике. При этом никаких рычагов давления на Брюссель у Варшавы нет.
В этой ситуации перед поляками лежат два обычных пути: или покинуть по примеру Британии ЕС, чтобы Брюссель перестал назойливо совать нос в их дела, или подчиниться ему, как это приходится делать большинству мелких и средних стран сообщества. Но поляки не были бы поляками, если бы не попытались поступить в этой ситуации оригинально и «хитро». Они хотят оставаться в ЕС, продолжая получать из Брюсселя многомиллиардные дотации, и делая при этом все, что хотят. И, конечно, чтобы за все получаемые ими блага платили Германия и другие страны сообщества, чтобы они же несли на себе и все издержки… Такой вот третий путь.
Понятно, что столкновение между Брюсселем и Варшавой неизбежно. Очень скоро они снова пойдут на таран. Тем более, что «главный поляк Европы», председатель Европейского совета Дональд Туск (хотя он на самом деле этнический кашуб) — смертельный враг Качиньского, и он не упустит возможности жестко разобраться с нынешними польскими властями, которые он обвиняет в возвращении Польши во времена тоталитаризма — «назад на Восток».
В ЕС также крайне недовольны, что вокруг Польши стали группироваться страны, недовольные либеральной политикой Брюсселя и экономическим засильем Германии в сообществе: Венгрия, Словакия, отчасти Чехия. Морально поддерживает Варшаву и Литва, но там слишком боятся Берлина, чтобы пойти дальше этого. Ну а в США спят и видят, как бы вновь использовать Польшу, как это делала американская дипломатия перед Второй мировой войной, на два фронта – и против Запада, и против Востока. Тогда это сработало, так как помогло установлению на обломках старого мира Pax Americana. Польше, правда, это очень дорого обошлось. Тот урок она, увы, не усвоила… Слишком уж на многое в очередной раз замахнулись одновременно в Варшаве.
Нет Комментариев