Прошедший 30 июля военно-морской парад в честь Дня Военно-Морского Флота показал главное: флот у России снова есть

Парад — это не война. Он — её торжественная часть. Но тоже по-своему необходимая: это средство без особо сильных затрат и, главное, — без потерь — поддерживать славу и честь мундира. И без этих понятий победа становится невозможной. Несмотря ни на какую физическую и огневую мощь.

Славу нашего мундира мы оправдывать должны…

Но — это когда мундир есть. А ещё два десятилетия назад Россия, казалось, свой флотский мундир сняла или близка была к тому. Достаточно вспомнить, что оба самых больших наших корабля — авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и тяжёлый атомный крейсер «Пётр Великий» были спасены от роспуска «на иголки» усилиями буквально общественности! Тогдашнее правительство просто не видело пользы и толку от флота («ну разве что пограничные катера нужны», — соглашались, и то с трудом, правительственные либералы), а видело только «лишние» расходы. Однако громадные усилия Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) сохранили стране эти корабли.

Да, давайте спросим: а для чего? А для того хотя бы, чтобы «Пётр Великий» вошёл ко дню парада на Балтику, и вся мелкогосударственная гопота, обсевшая это море, содрогнулась, увидев воочию, что русофобия однажды может стать наказуема. Причём «Петру» не придётся для этого даже особенно напрягаться.

И ещё на одно обстоятельство обратил внимание в разговоре с Царьградом один из глубоких знатоков российского флота Алексей Кравченко. «Пётр Великий», — указал он, — это не просто корабль. Это символ наших технических возможностей, наших судостроительных возможностей, наших военно-политических, военно-морских возможностей. И его участие в параде — это совсем не ради туристической привлекательности мероприятия. Такой парад — это демонстрация технологических, стратегических, военных и политических возможностей государства в одном флаконе».

Санкт-Петербург. 30 июля 2017 года. Атомный крейсер «Петр Великий» и атомная подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» в акватории Кронштадта перед началом главного военно-морского парада в честь Дня Военно-Морского Флота России. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Проекция силы — вот для чего нужен флот. Даже для такой континентальной империи, каковой является Россия. Впрочем, председатель того же ДПФ Михаил Ненашев справедливо указывает: континентальная-то она континентальная, да плечами упирается в три океана — Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый. А это — три четверти планеты. Где сегодня к тому же резко поднимается запрос на справедливость и равенство в международных отношениях, которые исповедует и, как показывает пример Сирии, должна защищать Россия.

И вот прошедший в воскресенье парад ВМФ показал главное: флот у России снова есть. У неё снова есть один из трёх главных союзников — наряду с армией и воздушно-космическими силами.

Русско-китайская проекция силы на Европу

А ещё этот парад показал то, что при отсутствии формально подписанных союзных договоров, отношения с Китаем для России становятся по факту союзническими. Это ярко продемонстрировало присутствие в парадном ордере двух китайских кораблей, которые до того приняли участие ни больше ни меньше как в совместных с Балтийским флотом учениях.

На Балтику из КНР пришли эсминец, фрегат и судно снабжения. Эсминец достаточно интересный — 52-го проекта, 52D. Это — развитие проектов 52C, 52A, которые в своё время были изготовлены как клоны русских ударных комплексов. И здесь, по мнению военных специалистов, «зашиты» сразу два символа из прошлого. Первый — что формирование китайского флота, который тоже всё больше становится проекцией нынешней силы Китая, начиналось в союзничестве с флотом русским.

И второй — что, идя на учения, а затем на парад в Санкт-Петербург, китайский морской отряд шёл обратно по кильватерному пути несчастной эскадры адмирала Рожественского, погибшей в 1905 году при Цусиме. Он как бы сматывал обратно тот путь, что привёл некогда Россию на её военно-морскую, а потом и революционную Голгофу, устраняя тот разрыв и сшивая времена заново, из новой исторической ткани.

Прошлого не вернуть, конечно, но союз с Китаем сплетает эту ткань заново, потому что та самая проекция силы становится совместной. И пусть ни порознь, ни совместно наши флоты не сравнятся пока по мощи с американским, — но и речь идёт не о сражениях на морских волнах, а о сражениях на волнах геополитических. А здесь уже проекция совместной силы России и Китая, павшая в эти дни на берега Балтики, в том числе и враждебные, прекрасно показала, что мир стремительно становится другим. И американским отчаянным истерикам уже есть что противопоставить…

Тем более, что рядом с «Петром» в Питер шла самая большая в мире подлодка «Дмитрий Донской» водоизмещением в 25 860 тонн и тоже очень колючей проекцией на сразу же затаившиеся враждебные берега — ракетами «Булава». И вместе получается весьма впечатляющий набор: «Булава», «Кортик», «Кинжал», «Гранит», «Форт», «Смерч», «Водопад»…

Санкт-Петербург. 30 июля 2017 года. Строй боевых кораблей в акватории Кронштадта во время главного военно-морского парада в честь Дня Военно-Морского Флота России. Петр Ковалев/ТАСС

Когда война уже идёт…

И ещё одно свершилось в эти дни: Америка окончательно и официально записала нас во враги. То, что раньше в пропагандистской полемике называлось — «сбросила маску». На самом деле — не сбросила, конечно. Просто само развитие ещё не боевых, но вполне военных действий с её стороны достигло того предела, дальше которого называть Россию «партнёром» американский истеблишмент не может себе позволить уже по чисто внутриполитическим обстоятельствам. 

«Все, кто объективен, видят, что политический класс, интеллектуальные центры США, работают на то, чтобы Россия, Китай, Европа не смогли усилиться геополитически, экономически, и американцы пытаются остановить стремление других значимых игроков стать более самостоятельными центрами мирового влияния. А, значит, США будут втягивать страны в решение навязанных конфликтов — в Сирии, Ираке, на Корейском полуострове, в Южно-Китайском море, в регионе Аравийского полуострова, в других районах, — комментирует это положение лидер Движения поддержки флота Михаил Ненашев. — Ястребиная суть военно-политической системы США будет развиваться и далее на основе политики использования военной, морской силы по всему миру, пока не закончатся у американцев ресурсы».

Потому мы объявлены врагом, на Китай примеряют пока санкции, но не исключают и военного давления — словом, война пропагандистская перешла в фазу политическую. И чтобы она не перешла в следующую — боевую, славу нашего мундира необходимо поддерживать и парадами, подобными прошедшему 30 июля. 

Санкт-Петербург. 30 июля 2017. Военнослужащие на Сенатской площади во время главного военно-морского парада в честь Дня Военно-Морского Флота России. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

«Понимание того, что нападение на Россию, это самоуничтожение собственной страны, останавливало и останавливает вот уже более 70 лет потенциального агрессора от войны с нашим Отечеством. Готовность России наказать — убедительный аргумент для особо наглых», — резюмировал Михаил Ненашев.