Более тысячи лет назад Русь выбрала сторону Света, получив за это Высшим Промыслом единство национального самосознания и соборность духа. Сейчас основная задача ее прямой преемницы — России — не потерять то, что осталось, а затем и вернуть утраченное

Захотелось демократии, свобод, разномыслия. И богами стать захотелось. Ну и пусть, один немец же объяснил нам, что Он — тоже умер. Правда, потом умер сам, а до того болел всякими неприятными хворями, да и мы, что уж скрывать, подчас тоже не блещем здоровьем, ибо за «живи красиво, умри молодым», оказывается, нужно платить. Но все равно — Show must go on, даже в похоронном гриме на последней стадии угасания организма, ослабленного вирусом иммунодефицита.

Владимир
Фото: www.globallookpress.com

Новый язык и новые мысли потомков паствы князя Владимира

Вот, правда, на родном языке говорим все хуже, все больше с матами, как модный бородатый певец, который остро глумится над всяким там дурачками, ну не над нами, конечно, а над лузерами вокруг нас. У нас так остро не получается, но мы все равно стараемся, и тоже материмся, даже при детях, даже если — сами дети. А что такого-то? Вот передовая американская нация давно уже сделала собственный мат частью культуры, у них там что в фильмах, что в песнях — сплошные факты, вот только с аргументами, правда, немного туговато…

Зато мы родной язык существенно обогатили модным и продвинутым лексиконом. Началось все с франчайзинга господина Довганя, которого теперь уже мало кто помнит, но франчайзинг остался. Потом были клининг и офис-менеджеры, все для того, чтобы корпоративную культуру продвигать. А для плавного подтягивания культуры семейной к мировым стандартам у нас появились бранчи и смузи. И получилось настолько, что многие теперь исправно День благодарения отмечают, ну прямо как в хороших голливудских фильмах, которые могут быть только хорошими, поскольку русское кино, оно, как известно… Ну, не в тренде. И достигнув подобных вершин, мы теперь исправно хайпимся, вальяжно вращая спинерами.

Интересно, одобрил бы все эти наши метаморфозы князь Владимир, огромный памятник которому установили аккурат напротив Кремля? Куда уж ему, он же не продвинутый был князь, смотрел при крещении все больше на Восток, когда надо было на Запад, заставил всех писать не на продвинутой латинице, а на дремучей и ретроградной кириллице, положил конец оупенэйрам с медитацией и прыжками голышом через костер, не дал расцвести эзотерическим учениями и ведической культуре, заменив их попами с кадилами, крестами, какими-то заповедями и исповедями. Никакого тебе нью-эйдж, никаких тебе рун, где, спрашивается, коловраты и стильные идолы? Все уничтожили захватчики в рясах, окончательно загеноцидив миллионолетнюю культуру прямых потомков пришельцев с Сириуса….

Сказанное выше — некая квинтэссенция современного российского массового сознания, раздираемого на лоскуты всевозможными противоречиями, экзотическими наносными идеологиями, и щедро сдобренного самоощущением эгоиста-потребителя, не желающего выходить из «зоны личного комфорта» — так же звучит этот термин в продвинутых учебниках психологии? И что действительно подумал бы о нас князь Владимир, о нас — потомках тех, кого он крестил во Христа более тысячи лет? Нас с татуированными икрами и с кольцами в ноздрях, нас, изъясняющихся на «англо-российском» суржике, нас, забывших дорогу в храмы, а то и вовсе искренне полагающих, что в архитектурных сооружениях с крестами на маковках лучше бы находиться музеям. Скорее всего, закручинился бы, княже, ох, как бы закручинился…

панорама
Диорама П. Рыженко и А. Самсонова «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» на выставке к 80-летию со дня основания Студии военных художников имени М.Б. Грекова в Центральном выставочном зале «Манеж». Фото: Павел Смертин/ТАСС

Мотивы князя

Выбор Владимира, прозванного народом «Красным солнышком», современные русские люди, утратившие связь с буквой и духом русской истории, самой русскостью, пытаются объяснить прагматическими резонами, естественно, по себе, ибо сами руководствовались бы именно этим: мол, понравилась византийская принцесса, вот, захотелось стать ровней базилевсам, укрепить свою власть за счет насаждения одной общей веры, а, следовательно, одного общего для всех закона. Однако все эти доводы современного прагматика, озабоченного лишь наличием определенной суммы на пластиковой карте и любимого пармезана на прилавке ближайшего к дому магазина, легко разбиваются, как морские волны о валуны крымского берега, где стоял город, храм и купель, в которой равноапостольный князь принял таинство святого крещения.

Да, империя ромеев была велика, но большей частью сама нуждалась в защите от многочисленных воинственных одолевавших ее племен и народов, и в этой связи, исходя из чисто прагматическо-политических соображений, союз с Западом и римскими папами был бы гораздо выгоднее. Вот там бы была «вера», такая, что никто бы не пикнул, с кострами и «святой инквизицией», которая спустя столетия плавно бы перетекла в желанные смузи и пармезан. А можно было и вовсе породниться с могучими и коварными властителями востока, и не разгонять собственный «гарем» из многочисленных наложниц, ибо, как известно, «праведному калифу» дозволен марафон плотских утех как при жизни, так и после нее.

Но не то выбрал святой князь. Не с тем каялся. Не ради этого старался изживать в себе грех. Мы не будем глубоко влезать в личные мотивы великого правителя, благо про это сказано и писано немало, опять же, кто мы такие, чтобы публично обсуждать то сокровенное, что сокрыто от любопытства людского тайной исповеди? Поговорим лишь о том, чем Господь наградил землю русскую за выбор, сделанный в решающем 988 году.

Суть русского имени

В первую очередь русские люди стали, наконец, русскими людьми. Народом, нацией, цивилизацией. Причем не по лекалам, введенным столетия спустя в западном мире, — по густоте крови, общности орнаментов на рубахах и сарафанах и форме черепа. Но по языку, по любви к родной земле, по Вере. Именно совокупность этих факторов сплавила в единый организм словен и кривичей, дреговичей и радимичей, полян и вятичей, а также примкнувших к славянам представителей различных балтских, финно-угорских и тюркских народов — мурома, меря, берендеев и многих других. Выходило так, что житель Волыни, прибывая в Суздаль, или обитатель Новгорода, посещая Полоцк, заходя в церковь, слыша поминание митрополита Киевского на родном языке, читая на этом же языке, если разумел, тексты святых книг, чувствовал себя представителем единой русской земли, общего русского народа.

А что сейчас? Увлекшись сомнительными идеями «свободы, равенства, братства», атеизма и эгоцентризма, русские поначалу оказались разделены на три, а если считать и закарпатских русин, то и четыре народа. А впоследствии и вовсе лишились своей государственности. К сожалению, в современной России государственный статус имеют только «титульные» народы национальных республик, а у русских никакого статуса нет. Мало того, определенные части некогда единого русского народа более не почитают себя таковыми и даже ведут войну или еще только созревают до войны с русскими языком, русскими символами, русской Верой и самым именем «русский». А столица некогда Третьего мира остается внешне апатично взирать на это, поскольку то происходит — в соседнем суверенном государстве. Потому-то и беженцы из того «соседнего суверенного государства» не чувствуют себя в современной России как дома, утопая в пучине бюрократического ада, живя под страхом депортации.

Каково наблюдать за этим святому князю Владимиру с небес? Что следует изменить нам -потомкам тех русских, что приняли святое крещение в далеком десятом веке, чтобы не чувствовать на себе тяжесть позора создавшегося положения?

Тут все просто. Даже не нужно ничего формулировать — все достаточно четко и правильно в свое время сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу: крепкая своей верой в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Вот так. Вспомнить. Понять. Снова принять. И отблагодарить Его. Как сделал это более тысячи лет назад святой равноапостольный князь Владимир.