Почему новейший западный фильм о второй мировой войне обошел гробовым молчанием тему подоплеки военной катастрофы 1940 года во Франции.

Новейший голливудский боевик на тему второй мировой войны – фильм британского режиссера Кристофера Нолана «Дюнкерк», мировая премьера которого идет в эти дни, уже стал поводом для очередного выяснения отношений между Западом и Россией. Стоило только российскому посольству в Великобритании напомнить о том, что разгром британской армии под Дюнкерком в 1940 году стал результатом так называемой «политики умиротворения» в отношении нацистской Германии со стороны Запада, как у британской прессы моментально случился приступ «благородного негодования». Русским тут же стали напоминать об их «смертных грехах» и, в частности, о том, что во времена Дюнкерка «Сталин и Гитлер в сущности были союзниками».

Мне, естественно, сразу стало интересно – а как сами англосаксы в своем новейшем кинопроизведении трактуют это историческое событие? Пришлось отложить все дела и сходить в кинотеатр.

Скажу честно. Голливудская трактовка Дюнкерка оказалась для меня совершенно неожиданной. Прежде всего потому, что её в этом фильме просто не было. На экране всё свелось, в сущности, к бесконечной стрельбе по живым мишеням, в роли которых выступали несчастные британские «томми». Если бы не мое классической гуманитарное образование и не большой многолетний интерес к истории второй мировой войны, я бы наверняка затруднился ответить, что, собственно, делает эта толпа одетых в военную форму людей на французском пляже?

Никакой исторической фабулы, кроме обычного в таких случаях костюмного и военно-технического антуража, в этой картине, явно претендующей на раскрытие темы одного из ключевых моментов мировой истории, просто нет. От слова вообще.

Все сводится к элементарному «пиф-паф», слезоточивым страданиям «бедных солдатиков» и к совершенно необъяснимому «хэппи-энду» с практически чудесным спасением сотен тысяч британцев.

Почему так случилось? Почему Гитлер приказал остановить свои победоносные танковые дивизии, которым до Дюнкерка оставалось несколько часов хода, никто в этом фильме так и не объяснил.

Аналитическая программа «Бэкграунд» Юрия Селиванова специально для News Front.