25 июля 1894 года в боснийской деревне Обляй родился Гаврило Принцип

Гаврило Принцип — боевик террористической организации «Млада Босна», убийца наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Это преступление стало долгожданным поводом для Вены и Берлина начать мировую войну, развязав агрессию против Сербии и России. В связи с этим до сих пор в Сербии есть люди, которые считают Принципа национальным героем, хотя в отношении него может существовать только одно определение: террорист и убийца.

Строго говоря, считать Принципа сербом — неверно. Он был подданным австро-венгерского императора и никакого отношения ни к сербскому национализму, ни к Сербии не имел. Более того, Принцип вспоминал, что сербские националисты часто его критиковали и даже угрожали ему расправой. «Млада Босна», членом которой был Принцип, имела национально-демократическую идеологию, близкую к анархо-коммунистам. Она основывалась на внеэтническом и внеконфессиональном югославянстве, основой которого была левая идеология. Поэтому Принцип называл себя на допросе не сербом, а югославом. Лидер «Млада Босна» Владимир Гачинович поддерживал тесные связи с Троцким, Радеком, и, по некоторым сведениям, встречался с Лениным.

Гачинович писал Троцкому, что «Мы — ваша идейная колония, а колония всегда идёт за метрополией».

Участники Сараевского преступления не только не были православными, но, напротив, — воинствующими атеистами. Принцип в тюрьме незадолго до смерти утверждал, что твёрдо помнит, что не верил в Бога даже когда был ребёнком. Когда судья спросил его, верит ли он в Бога, Гаврило только улыбнулся. На другой вопрос — не потому ли он убил Франца Фердинанда, что эрцгерцог верил в Бога, Принцип ответил, что этот вопрос для него полностью безразличен. Во время суда подсудимые шутили и предлагали судьям «позвать вашего Бога, чтобы Он выступил в качестве свидетеля и рассказал, как на самом деле произошло убийство».

«Млада Босна» не могла не находиться под пристальным вниманием австрийских спецслужб. Не являются тайной связи Троцкого с видными вождями австрийской социал-демократии Адлерами, которые имели вполне добрые отношения с руководителем политической полиции Австро-Венгрии Эдмундом фон Гайером, с которым они познакомили Троцкого и его друга Христиана Раковского. Последнего французский генерал Ниссель определял «известным австро-венгерским агентом».

До сих пор нет никаких даже косвенных доказательств о связях Принципа с сербским правительством и организации «Чёрная рука». Об этом недвусмысленно свидетельствовал специальный представитель МИД Австро-Венгрии, посланный расследовать Сараевское преступление, Фридрих фон Визнер, сообщивший в своей телеграмме в Вену от 10 июля 1914 года: «Даже подозревать сербское правительство в том, что оно было осведомлено о покушении, либо участвовало в его осуществлении, в подготовке и предоставлении оружия, невозможно». Более того, когда Габринович заявил на процессе, что мысль о покушении внушила ему и его товарищам ненависть к Францу Фердинанду, «врагу славянского народа», Принцип резко возразил: «Габринович уклоняется от истины, намекая на то, что будто кто-то другой внушил нам мысль о покушении. К этой мысли пришли мы сами, мы её привели в исполнение».

Афоризм древних «ищи, кому выгодно» однозначно указывает на венских и берлинских врагов эрцгерцога Франца Фердинанда, как на главных заинтересованных сторон в его физическом устранении. Историк Воронин полагает: «Наиболее вероятно, что убийство в Сараево было прямо подготовлено австрийской военной партией, которую возглавлял генерал Конрад фон Гётцендорф. Целью этой провокации было обвинение Белграда в терроризме и последующее территориальное расчленение Сербии».

Сын убитого летом 1914 года эрцгерцога Макс Гогенберг не сомневался, что к убийству его отца причастен Берлин. Причиной этому стали реформаторские планы Франца Фердинанда, его противодействие развязыванию войны. Убийство эрцгерцога освободило императора Вильгельма II от необходимости считаться с планами Франца Фердинанда по усилению роли восточноевропейских владений. Этот проект особенно беспокоил Берлин, настаивал Макс Гогенберг, и германская тайная полиция приняла активное участие в подготовке Сараевского убийства.

Гаврило Принципа не могли приговорить к смертной казни, поскольку ему было только 19 лет, и по австро-венгерским законам он был несовершеннолетним. Его приговорили к максимально возможному сроку — двадцати годам тюремного заключения. Принцип содержался в тюрьме в тяжёлых условиях и умер от туберкулёза 28 апреля 1918 года.