Что формирует стратегию успеха в полном смысле слова, успеха в жизни? Об этом размышляет в своей статье председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда

Встретился я тут недавно с одним молодым человеком. Встреча как встреча — таких встреч у меня много бывает. Он получил степень бакалавра и пришел посоветоваться, куда ему можно поступать в магистратуру. Привычная в общем-то для меня, преподавателя, тема, где и как продолжить образование.

Уже во время разговора выяснилось, что у моего нового знакомого есть своя группа в одной из социальных сетей. Да не просто группа — большая группа. Более ста тридцати тысяч участников. Не огромная, конечно. Но большая. И главное — весьма динамично развивающаяся. Между делом он упомянул о двадцати сотрудниках — в общем, на сегодняшний день это больше, чем работает журналистов в редакции нашего журнала «Фома». Я что-то посоветовал моему новому знакомому, мы расстались и договорились еще встретиться.

Потом я сидел и вспоминал увлекательный рассказ увлеченного молодого человека. И думал: вот, он хочет учиться журналистике. Похвально. При этом у него уже есть СМИ. Большие. Заметные. Нет, конечно, учиться всегда есть чему. Но он и учится. Ежедневно. На практике. И, пожалуй, сам уже сегодня может вести мастер-класс по созданию, поддержке и продвижению групп в социальных сетях. Сам может учить. В общем, где-то близко в моих мыслях замаячило уже недавнее выступление популярной ютуб-блогерши Саши Спилберг в Госдуме…  И тут я остановился, потому что становилось уже как-то совсем грустно…

Еще каких-то 10 лет назад такая встреча просто была бы невозможна. Нет, конечно, молодые люди и прежде, бывало, рано начинали свой бизнес и даже нанимали на работу преподавателей. Но сегодня это связано с тем, что медийная среда стремительно и радикально меняется. Казалось бы, недавние споры о том, являются ли блоги средствами массовой информации, сегодня кажутся седым преданием глубокой старины. Спорить тут не о чем — на популярные блоги ссылаются журналисты, а сотни тысяч подписчиков именно их воспринимают источником информации.

Так чему учиться? Все новое — хорошо забытое старое. Черчилль когда-то кратко и точно заметил, что журналистом может быть любой образованный европеец. Неразрешимый спор о том, Европа мы или нет, оставим в стороне. Остальное просто. Может быть любой. Но образованный. И тогда легко ответить на вопрос моего нового товарища.

Слово «образованный» — ключевое. Для того чтобы добиться быстрого успеха (а под успехом, как правило, понимаются деньги), нужно знать, как. Часто это очень простое знание, даже чем проще, тем лучше. Но это успех короткий и зачастую мнимый — создать что-то для статистики и немного бабок срубить. Как правило, люди без горизонта не понимают, что делать с этим успехом, и быстро сгорают. Знать, как, — это ремесленные знания.

Подлинные знания помогают ответить на вопрос «зачем?» На этот вопрос не ответить быстро и без труда. Но именно это и формирует стратегию успеха в полном смысле слова, успеха в жизни.