Можно представить себе мир без таблицы умножения, поэзии, красоты, романтики, любви. Но захочется ли в этом мире жить? Об этом размышляет в своей статье председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда

Недавно я в очередной раз собеседовал абитуриентов, поступавших на факультет журналистики. Потом делился в социальных сетях некоторыми своими наблюдениями и абитуриентскими перлами. Эти записи всегда вызывают реакцию. Многие отклики показали, что далеко не все поняли, для чего я все это публикую.

А опубликовал я две записи. Первую, что далеко не все абитуриенты смогли ответить на вопрос, кто написал «Архипелаг ГУЛАГ». И вторую — как несколько человек уверенно отвечали, что действие шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», конечно же, происходит в Лондоне.

Среди различных ахов и охов по поводу того, «куда катится этот мир» были и упреки в мой адрес. К чему, мол, такие вопросы? Есть ли это в школьной программе? Ну не знают – и не знают! Вы взрослых спросите! и т.д. Многие даже замечали, что это хорошо, что не знают абитуриенты Солженицына. И вообще, все это, мол, не делает их автоматически неграмотными или, тем более, дураками. Конечно, не делает.

Скажу больше. Человек может не знать даже таблицу умножения, но быть интеллектуально состоятельным. Дело в другом: как математика есть особый язык, на котором надо уметь разговаривать, так же точно существует и язык культуры — символы, знаки, имена писателей, название книг и песен и т.д. Те самые фоновые знания, которые помогают нам понимать друг друга. 

Вот это и беспокоит: мы все больше начинаем говорить на разных культурных языках, хотя вроде бы говорим на одном русском. У этой медали есть другая сторона: есть язык молодежи, который мы, взрослые, не знаем, и в таком незнании тоже нет ничего хорошего, оно тоже увеличивает разрыв.

И еще одно. Недавно один журналист спросил меня ровно по этому поводу: «А зачем студентам в принципе это знать?»

И я вспомнил эпизод из одного из моих любимых фильмов — «Общество мертвых поэтов». Там учитель литературы на уроке говорит ученикам что-то о Шекспире и добавляет: я вижу, вы считаете, что литература не имеет ничего общего с бизнесом и медициной. Вы сидите и думаете, зачем нам все это нужно, ведь нам нужно отдаваться главному – нашей будущей карьере.

Он не стал доказывать обратное, но предложил им посмотреть на проблему иначе: «Люди читают и пишут стихи не ради забавы. Мы читаем и пишем стихи, потому что принадлежим к роду человеческому, а человечеством движут чувства. Медицина, юриспруденция, бизнес, прикладные науки — все это благородные занятия, они необходимы для поддержания жизни. Но поэзия, красота, романтика, любовь — вот ради чего стоит жить».

…Могу ли я представить мир, даже жизнеспособный, в котором нет ни «Ромео и Джульетты», ни «Архипелага ГУЛАГ»? Конечно могу. Я даже могу представить себе мир без таблицы умножения. Просто мне в этом мире жить не хочется.

А вам?