Самодержавие (от древнерусского «само» – высшая степень чего-либо и «державие» – власть, правление) – русская исторически сложившаяся форма монархического правления, существенно отличная от западных форм единоличного правления. Русское С. — явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий Князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал с одной стороны преемство с Византийскими басилевсами, а с другой подчёркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов. С. – это высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет и не может быть никакой другой равнодержавной власти. С. – это владение Верховной властью в силу самостоятельного независимого и неограниченного могущества. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословеним и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и статиги». Никаких юридических договоров, международных соглашений, делегирования от одной власти другой полномочий, ничего подобного (как это имело место на Западе) в истории формирования Самодержавной власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения власти Самодержавных Государей – Воля Божья. Русские Самодержцы, таким образом, есть монархи Божией милостью. Русские Самодержцы всегда отдавали себе отчёт в том, что их власть не есть самоцель, и лишь орудие для претворения в исторической действительности тех высоких национально-политических идеалов, которыми жила нация. Самодержавие нравственно ценный государственный институт, «диктатура совести» (Вл. Соловьёв), содействующий как нравственному росту общества, так и росту его материального благосостояния. С. – не диктатура аристократии, подаваемая под вывеской «просвещённого абсолютизма», это не диктатура капитала, сервируемая под соусом «демократии», не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, — это «диктатура совести», в данном случае православной совести. Русское самодержавие было организовано русской низовой массой, оно всегда опиралось на Церковь, оно концентрировало в себе и религиозную совесть народа, и его политическую организацию (И.Л. Солоневич). Идея Самодержавия есть вечная, всегда возможная идея государственного возрождения для России, идея универсальная при решении проблем стоящих перед нашим Отечеством (М.Б. Смолин).

Словарь патриота Отечества (Второе издание), г. Донецк, ДНР