В 1935 году вышла книга румынского историка Николае Йорги «Византия после Византии» — одна из первых крупных работ нового времени, где автор рассматривает имперское влияние Византии. В первую очередь, Йорги интересовало влияние на политическое, социальное, культурное и интеллектуальное развитие Дунайских княжеств Валахии и Молдавии. Однако, в книге также присутствует анализ последствий падения Константинополя на европейскую цивилизацию, наследие и преемственность византийской культуры — что и утвердилось в её названии.

Византийское наследие в современном мире огромно, хотя и весьма специфично. Плоды Византии присутствуют во многих сферах повседневной жизни, самом мироощущении современного человека и даже в массовой культуре. Это проникновение не бросается в глаза, но при ближайшем рассмотрении византийский проект оказывается куда ближе и шире, чем кажется.

Главное наследие Византии — сумма идей, нравственных принципов и культурных приоритетов, аспектов государственного управления и социальных отношений.

В Византии существовала очень продуманная система сдержек и противовесов, не позволявшая империи превратиться в авторитарное государство. Власть императора в Византии имела двойственную природу. С одной стороны, византийский император считался верховным государственным служащим, власть которого делегировалась снизу — народом. В то же время византийский император считался помазанником Божьим, власть которого освящалась свыше — Самим Христом. Как представитель Божественной власти император был выше закона, но как человек, удостоенный права участвовать в этой власти, он должен был подчинить свою волю воле закона. Именно это смирение и делало конкретного человека достойным императорских регалий в глазах византийцев, легитимизируя его правление.

В Византии существовала монетарная экономика, которая позволяла империи справляться с тяжелыми кризисами во времена военных неудач и обеспечивала благосостояние населения в мирное время. В отличие от западноевропейского феодализма она отличалась жесткая централизацией государственной власти и налоговой системы, а также отсутствием четкого сословно-классового деления общества.

Православие, постулируя духовное равенство людей, защищало и их гражданское достоинство. Мирным, эволюционным путем Византия практически избавилась от рабства и крепостной зависимости, на века опередив в этом направлении своих соседей.

В Византии усвоили урок первой Римской империи, в которой порча монеты из-за политической нестабильности вызвала жесточайшее обесценивание.
Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, где своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства и государственная регламентация производства. Кроме того, именно для Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими центрами в сфере экономики, политике и культуре.

Византия широко использовала госконтракты — они заключались для нужд городского строительства, армии и флота. Более того, ромеи впервые в истории человечества перешли к стимулированию частного предпринимательства и созданию рабочих мест: размер земельного налога был ниже размера ренты, поэтому приобрести землю и стать фермером было выгоднее, чем оставаться наёмным рабочим. По истечении 30 лет государство передавало в землю в собственность.

В Византии широко использовали НДС, боролись с монополиями, в том числе и в смысле концентрации земельных ресурсов в одних руках. Было введено понятие прожиточного минимума и ограничение предельной торговой наценки. Существовали особые пекарни и бакалейные лавки, где можно было приобретать продукты по «социальным» ценам.

Византии мы обязаны основой современной юриспруденции. Римское право — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э., являвшаяся прообразом правовых систем многих других государств, а также исторической основой европейской правовой семьи.

Развитие римского права в Византии нашло одно из максимальных выражений в Кодексе Юстиниана. В Codex Iustiniani римское право обрело свою законченную форму и стало ключевым элементом в эволюции правосознания и правоприменения человечества.

К другим примерам неосязаемого византийского наследия относятся нюансы мировоззрения, присущие современному обществу. Значительное накопление суммы знаний Византии, развитие естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности логистики, торговли, дипломатии, развитие культурного общения с иными народами и цивилизациями — все это обусловило качественное изменение мировоззрения византийского общества, впервые предпринявшего попытку философского объединения рационализма и духовного базиса.

Византийские ученые воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену архаичным представлениям, основанныма авторитете древнего источника, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI—XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Отметим, что византийская наука не была одним лишь сплошным теоретизированием: научные знания использовались для нужд обороны страны,  в результате чего возникали передовые военные технологии, подобные сжигавшему вражеский флот прямо на воде «греческому огню».

В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, ведущие к популяризации книг, индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки.

Славянский мир пользуется подарком Византии, во многом определившим образ нашей цивилизации — алфавитом- кириллицей. Одно из незаменимых достоинств которого — соответствие славянской орфоэпии. Совпадение звука и буквы настолько гармонично, насколько это вообще возможно, что позволяет переносить мысли в письменную форму максимально продуктивным образом.

В последнее время часто можно слышать, что оптимальным для развития культуры славянского и Русского мира был бы переход на латиницу. Однако, латиница плохо справляется в задачами в случае языков с шипящими звуками. Достаточно вспомнить, что полякам приходится использовать три-четыре символа для передачи одного шипящего звука. Это справедливо и для России — достаточно вспомнить, как Льюис Кэрролл, проезжая по России, записал чудное русское слово «защищающихся» (zаsshisshaуusshikhsya) — «те, кто защищает себя».
Без удобной связки языка и письменности было бы невозможным развитие славянской письменности и культуры.
Эволюция музыкального искусства Византии, тесно связанного с церковной традицией, привела к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения.

И, наконец, в случае России, подарки Византии мы видим каждый день: ее государственный герб теснейше связан с гербом дома Палеологов, последних императоров Византии.

Всё это наглядно доказывает — византийское наследие необходимо изучать. Хотя бы как положительный опыт многонационального  евразийского проекта, просуществовавшего тысячу лет.

Материал подготовлен при поддержке Международного Византийского клуба